На прошлой неделе вторая по численности в Германии, еврейская община Мюнхена и Верхней Баварии, насчитывающая около 10 000 членов, отмечала 200-летие со дня своего основания.

С середины XVI века евреям запрещалось жить в Баварии. Лишь после 1713 года для них вышло послабление. По данным историка Манфреда Петера Хаймерса (Manfred Peter Heimers), еврейская жизнь в Баварии зарождалась медленно. Так, например, в мае 1750 года в Мюнхене было зарегистрировано лишь 20 евреев. В 1813 году граф Максимилиан Монжела (Maximilian von Montgelas) ввёл в Баварии разрешительный закон для проживания лиц иудейского вероисповедания. И хотя для каждого города и посёлка был указан строго определённый предел численности еврейских семей, их безопасность гарантировалась законом. Неудивительно, что сразу же вслед за этим, в 1815 году, была официально образована еврейская община как сообщество с определёнными правами (Körperschaft des öffentlichen Recht).

Неотъемлемой и едва ли не самой важной частью еврейской жизни является забота об умерших, поэтому год спустя в районе сегодняшней улицы Thalkirchner Straße заложили первое официальное еврейское кладбище, где начали хоронить евреев не только из Мюнхена, но и из Регенсбурга и Аугсбурга.

В 1826 году была освящена синагога на улице Westenriederstraße. До этого приходилось молиться в частных домах. 50 лет спустя община построила хоральную синагогу на Herzog-Max-Straße, одну из самых красивых в Германии.

Широко распространившаяся вследствие выступлений Моисея Мендельсона (Moses Mendelssohn, 1729−1786) идея ассимиляции евреев получила развитие в связи с введением в 1875 году института гражданского брака, отчего количество иудейско-христианских семей в Мюнхене резко возросло. А вместе с этим возросла и связь еврейской жизни с жизнью города.

Члены еврейской общины постепенно стали играть всё более важную роль в общественной жизни Мюнхена, свободной земли Бавария и даже страны. В историю города навсегда вписаны имена писателя Лиона Фейхтвангера (Lion Feuchtwanger), актрисы Терезы Гизе (Therese Giehse), создателей баварской моды (Trachtenmode) братьев Морица и Юлиуса Валлах (Moritz und Julius Wallach), одной из признанных мюнхенских красавиц Нанетты Каула (Nanette Kaula), производителя баварского пива Löwenbräu Германа Шуляйна (Hermann Schülein), Курта Ландауэра (Kurt Landauer), под руководством которого футбольный клуб FC Bayern впервые (1932) завоевал звание чемпиона страны, и другие.

Однако первая треть XX века ознаменовалось возвратом к средневековью. Характерным стало решение мюнхенской секции Немецкого союза альпинистов (Deutscher Alpenverein) об исключении из его рядов всех неарийцев (1924), бойкот еврейских магазинов (1933), разрушение синагоги на Herzog-Max-Straße (1938), отчуждение еврейских предприятий (1938), первая (20 ноября 1940 года в количестве почти 1000 человек) и последующие депортации в концентрационные лагеря.

В июле 1945 года еврейская община Мюнхена и Верхней Баварии возобновила своё существование как правовая организация. И хотя неонацисты не успокоились (в 1970 году при поджоге синагоги на Reichenbachstraße погибли семеро членов общины), жизнь вошла в мирную колею. 30 лет назад, в 1985 году, впервые на должность президента общины была избрана Шарлотта Кноблох (Charlotte Knobloch), будущий президент Центрального совета евреев в Германии (2006), почётная гражданка Мюнхена (2005).

Именно по её инициативе и благодаря её усилиям в самом центре Мюнхена (города, называемого в нацистских документах Hauptstadt der Bewegung!) в 2006 году удалось построить еврейский общинный центр с отдельно стоящими зданиями синагоги и Еврейского музея – один из крупнейших в Европе.

Празднование юбилея происходило на площади Sankt-Jakobs-Platz в присутствии многочисленных горожан и членов еврейской общины. К этому празднику Еврейский музей подготовил выставку Jüdisches Leben gestern und heute («Еврейская жизнь вчера и сегодня»), которая включает биографии некоторых из перечисленных выше персоналий.