Не только журналисты всех украинских СМИ и политические эксперты, но и общественность сейчас активно обсуждает те зверства, которые творили бойцы так называемой роты специального назначения МВД «Торнадо» на территории Луганской области.

Большинство экспертов сходятся во мнении, что это лишь верхушка айсберга — небольшая часть проблем, накопившихся в правоохранительной системе и других силовых структурах, как, впрочем, и в государстве в целом. И именно безответственность, круговая порука и вопиющий непрофессионализм нынешних властей, подпитывающиеся популизмом и политической профанацией со стороны тех, кто обязан был не допустить таких негативных тенденций в системе правопорядка, в конечном итоге привели к тому, что гнойник лицемерия лопнул и вся правда о «режиме зоны АТО» вышла наружу, став достоянием гласности. «Подвиги» бойцов спецроты МВД «Торнадо», живописуемые главным военным прокурором Анатолием Матиосом, — еще одно тому подтверждение.

К сожалению, подобные факты имели место в батальонах территориальной обороны с самого начала проведения АТО. А поспешная легализация добровольческих батальонов и зачисление их в штат силовых структур МВД, Национальной гвардии и ВСУ без необходимой в таких случаях специальной проверки личного состава только усугубили ситуацию, убедив нерадивых бойцов в безнаказанности и вседозволенности. Таким образом им как «майданным героям» была выдана своеобразная индульгенция за уже совершенные злодеяния. Вот откуда взялись ранее судимые бойцы батальонов и некоторые их командиры с удостоверениями сотрудников МВД Украины (по данным ГВП, только в одной роте «Торнадо» официально служили 43 ранее судимых за различные преступления. — Авт.). Можно себе представить, сколько будет выявлено таких «праведников перед законом», если подвергнуть тщательной проверке все без исключения легализированные бывшие добровольческие батальоны.

По информации военной прокуратуры Центрального региона Украины, только за прошедший период 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014-го количество уголовных правонарушений в Вооруженных Силах Украины, Национальной гвардии, СБУ и Госпогранслужбе возросло в 6 (!) раз. Причем большинство из правонарушений связано с проведением АТО.

Чего можно ожидать от такого криминального воинства — вопрос риторический. Общество столкнулось с новой разновидностью девиантного поведения — большое количество вооруженных людей под воздействием «майданной идеологии национализма и шовинизма» были доведены до состояния бездушных «киборгов», действовавших в боевых условиях, забывая об общепринятых нормах морали, исповедовавших принцип правового нигилизма и демонстрировавших полное пренебрежение к конституционным правам и свободам человека.

Все это стало возможным из-за попустительства и бездействия власти, не желающей выносить сор из избы — руководители силовых структур, чтобы не дискредитировать себя перед общественностью и сохранить свои должности, по сути, самоустранились от контроля за деятельностью подчиненных «революционных формирований», грубо нарушающих законность.

Как такое могло случиться в то время, когда новое «прогрессивное проевропейское» правительство и сам президент провозгласили курс на обновление всего украинского общества (включая военные и другие силовые ведомства. — Авт.) и очищение его от рудиментов прежней «злочинної влади»? Правда, в такой «благородный порыв» сегодняшних власть имущих верится с трудом — эскалация кровавого конфликта на Донбассе заставляет усомниться в том, что власть действительно готова выполнять свои обещания.

А резонный вопрос, все чаще задаваемый представителями гражданского общества: «Что или кто мешает «законолюбивым» властям навести должный порядок в стране и не допускать таких вопиющих фактов впредь?» — так и остался без ответа.

Подобные случаи имели место и раньше и о них было известно всем, ответственным за поддержание порядка в государстве. Примеров бесчисленное множество. Достаточно вспомнить «подвиги» специального батальона патрульной службы милиции «Шахтерск», расформированного руководством МВД из-за мародерства среди личного состава и грабежа местного населения в зоне АТО. Тогда, еще в 2014 году, военная прокуратура, понимая, что шила в мешке не утаишь, вынуждена была под давлением общественности возбудить десятки уголовных производств по фактам совершения преступлений против мирного населения в восточных областях Украины членами добровольческих формирований и военнослужащими ВСУ.

В результате такой, с позволения сказать, «прокурорской бескомпромиссной активной профилактики» (которую прокурорские функционеры успешно провалили. — Авт.) в конце 2014-го и в 2015-м и стала возможна криминальная деятельность печально известных роты спецназначения «Торнадо» и батальона ВСУ «Айдар», бойцы которых по жестокости и циничности совершенных ими преступлений в отношении мирного населения превзошли многие ОПГ, а в ряде случаев и зондеркоманды СС, действовавшие во время Великой Отечественной войны.

А чего стоят преступные действия бойцов батальона ВСУ «Айдар» и его бывшего командира, а ныне народного депутата Сергея Мельничука, о которых достаточно эмоционально рассказал глава госадминистрации Луганской области Геннадий Москаль! Даже он, бывший высокопоставленный работник МВД Украины (генерал-лейтенант милиции в отставке. — Авт.), проработавший не один десяток лет в системе органов внутренних дел, ужаснулся масштабам совершенных этими «оборотнями» преступлений. Побои и издевательства над мирными гражданами, надругательство над телами убитых и мародерство, уничтожение и кражи имущества, похищение людей с целью выкупа, ограбление частных владений граждан и государственных учреждений, незаконная конфискация автотранспорта, умышленное и немотивированное применение огнестрельного оружия, в результате чего пострадали ни в чем не повинные люди — это только неполный перечень «геройств» «айдаровцев».

Все это — звенья одной цепи и результат преступной деятельности «рожденных майданной революцией», а в последующем активных участников АТО.

А ведь, помимо воинских преступлений, о которых писали СМИ, можно говорить и об общеуголовных правонарушениях, совершенных добровольцами, сотрудниками органов внутренних дел и военнослужащими ВСУ. Этот список занял бы не одну страницу печатного текста. Хотя факты таких правонарушений стали известны еще на начальной стадии проведения АТО, надлежащего реагирования со стороны руководства Антитеррористического центра при СБУ не последовало, что и спровоцировало в дальнейшем преступную деятельность «оборотней в погонах», оставшихся безнаказанными.

И только благодаря вездесущим и смелым корреспондентам незаангажированных СМИ, которые уже тогда прогнозировали, что именно так могут развиваться события, об этих вопиющих фактах стало известно широкой общественности.

Сегодня МВД, СБУ, ВСУ и другие силовые структуры всячески стараются скрыть подобные факты, дабы избежать объяснений, почему бездействовали и не поддерживали воинскую дисциплину и правопорядок. Стало уже порочной практикой, что, как только такие вопиющие факты всплывают и становятся достоянием общественности, виновные увольняются «задним числом». При этом, как правило, не принимается никаких мер, чтобы не допустить подобных правонарушений впредь. По-видимому, руководители силовых ведомств считают, что в таких случаях легче всего (без глубокого изучения причин нарушения) расформировать само подразделение, где служили нарушители. Именно так и поступили с неуправляемыми батальонами — мятежным и своевольным «Черниговом», дезертирствующим «Прикарпатьем», мародерствующим «Шахтерском», а также вышедшей из-под контроля ротой спецназначения «Торнадо».

Очевидно, на очереди новые скандальные расформирования «проштрафившихся» подразделений. В частности, после проверки по изложенным Геннадием Москалем фактам правонарушений «организованной преступной группировки и по совместительству батальона ВСУ «Айдар». Возможно, последует реакция и на слова конгрессмена-демократа из США Джона Коньерса относительно, как он выразился, «…омерзительно неонацистского батальона «Азов» (кстати, на подготовку которого американскими инструкторами в связи с такой оценкой со стороны Конгресса США деньги выделены не будут. — Авт.).

Ведущая газета США The Telegraph обратила внимание мировой общественности на то, что батальон «Азов» использует нацистскую символику в виде знака одной из дивизий СС «Das Reich» времен фашистской Германии в виде «Nazi Wolfsangel — Волчий крюк» как символ на знаменах своих подразделений и шевронах на форменном обмундировании.

Премьер-министру Арсению Яценюку, наверное, все-таки придется прислушаться к своим заокеанским наставникам и «решить вопрос кардинально» с дискредитированным батальоном. Только вряд ли при этом глава Кабмина будет особо интересоваться судьбами людей с территории самопровозглашенных ЛНР и ДНР, в отношении которых были совершены тяжкие преступления фашиствующими «героями революции» и активными участниками АТО.

Хочется напомнить нынешним руководителям МВД, СБУ, ВСУ и других силовых структур о гражданской и воинской чести и о добром имени как высших добродетелях человека. Это действительно важно, ведь бесчестие срока давности не имеет.

Никакие реформы не состоятся, пока не изменится сама система контроля за деятельностью работников на всех уровнях, пока не будет проводиться квалифицированный отбор кандидатов, пока не придут на службу люди честные и бескомпромиссные. И начинать нужно с себя, отказавшись от дешевого популизма.

На эти и другие существенные недостатки в деятельности правоохранительных структур не раз обращали внимание представители ОД «Украинский выбор» в своих многочисленных публикациях и обращениях к власть имущим. Однако все предложения и замечания так и остались гласом вопиющего в пустыне.

А жаль, ведь многое можно было бы исправить, чтобы силовики работали на благо людей, всего общества. Пока же ничего не изменилось и негативные прогнозы сбываются.