У разрекламированной полицейской реформы на Украине есть две очевидные задачи. Первая — информационный выхлоп в пользу власти, вторая — трудоустройство «бойцов АТО», включая участников скандальных добрбатов. При этом проходит реформа по грузинским лекалам и на американские деньги. Успехи ее в ближайшей перспективе крайне сомнительны.

Бурная деятельность грузинских эмигрантов на Украине особенно заметна в силовом блоке. Пока одесский губернатор Михаил Саакашвили «строит» не только вверенный ему регион, но и всю украинскую Госавиаслужбу, попутно подбираясь к таможне, а заместитель генпрокурора Давид Сакварелидзе зачищает руководство Главного следственного комитета ГПУ и Киевской областной прокуратуры, первому заму главы МВД Эке Згуладзе первые лица страны дружно сватают Национальную полицию.

«Всего в системе 300 тысяч человек. Где найти новых? С Марса взять? Грузины закончились»

Об этом на заседании коллегии министерства внутренних дел заявил Петр Порошенко: «Месяц назад я прямо сказал, что на посту руководителя Национальной полиции вижу Эку Згуладзе». Президент отметил, что такое его видение разделяют премьер-министр Арсений Яценюк и глава МВД Арсен Аваков, уже успевшие одарить «невероятно талантливую и красивую украинку» вышиванкой с надписью «Берегиня полиции». Сам же глава украинского государства, густо обсадивший ветку исполнительной власти грузинскими политэмигрантами с подозрительным с точки зрения грузинской прокуратуры прошлым, уверен, что все они «украинцы по духу».

Операция «Ликвидация»

Напомним, закон «О Национальной полиции» был принят Верховной радой 2 июля в рамках объявленной реформы МВД. Согласно ему, сотрудников областных и районных управлений внутренних дел должны сменить лица, прошедшие специальный кастинг (конкурс или переаттестацию) с обязательным участием в нем представителей общественности. В структурном плане состоять правоохранительная система отныне будет из уголовной полиции, патрульной полиции, полиции охраны, специальной полиции и полиции особого назначения.

Стоит отметить, что реформа эта, призванная покончить с беззаконием в рядах правоохранительных органов, сама начинается, мягко говоря, вне правового поля. Закон «О Национальной полиции» по состоянию на начало недели еще не подписан ни президентом, ни спикером Рады. То есть не вступил в силу. Однако его реализация идет полным ходом. В частности, в нескольких украинских регионах началась спешная передача функций ГАИ и ППС патрульной полиции.

Отсутствие правовой базы в данном случае уже привычно оправдывается революционной целесообразностью. Так, еще за день до принятия парламентом соответствующего закона глава МВД Арсен Аваков в ходе внезапного визита в Николаев полностью ликвидировал областную госавтоинспекцию, анонсировав создание вместо нее новой патрульной службы. Причиной была названа повальная коррупция, из-за которой грозный министр не далее как в мае уже кардинально обновлял кадровый состав тамошней ГАИ. И вот теперь, не на шутку возбужденный появившимся в Сети роликом, в котором постовые на въезде в николаевскую курортную зону Коблево «стригут» дальнобойщиков, он решил вывести неисправимое подразделение под корень.

«Мне надоело смотреть в бесстыжие глаза гашников. Мне надоело это терпеть, надоело делать косметические изменения. Мне досадно, что Николаевская область здесь первая. Послезавтра-завтра президент подпишет закон о Национальной полиции. Все милицейские подразделения в течение двух месяцев пройдут переаттестацию — или они будут служить в новой полиции, или они будут работать в другом месте. ГАИ будет ликвидирована, как я и говорил, ее место займет новая патрульная служба. В ней будут работать только те, кто готов принять новые правила», — заявил Аваков.

Напомним, что таким же кавалеристским наскоком президент Виктор Ющенко в свое время дважды пытался расправиться с Госавтоинспекцией. Первый раз — в 2005 году, на волне своей популярности и под беспроигрышным соусом борьбы со взятками на дорогах. Второй раз — парой лет позже, из-за среднего пальца, показанного заместителем командира гаишного спецподразделения «Кобра» Алексеем Кожей тогдашнему спикеру Рады Арсению Яценюку, чей кортеж безуспешно пытался обогнать джип милиционера. И оба раза безрезультатно: спустя короткий срок ГАИ возрождалась, как Феникс.

Но теперь, кажется, за нее взялись по-настоящему. Для подтверждения серьезности намерений уставший от «бесстыжих глаз» министр привез из Киева бойцов из спецбатальона «Миротворец», которым (в компании со спецбатом «Николаев» и пока что избавленной от ликвидации «Коброй») и поручил выполнять обязанности уволенных коллег-коррупционеров. В количестве 60 человек вместо прежних 300 они должны будут обеспечивать порядок на дорогах до прибытия дополнительных сил — выпускников «полицейской академии».

Должность одного из заместителей начальника областной милиции Арсен Аваков пообещал отдать кому-то из местных майданных активистов, что тут же спровоцировало жестокую схватку между самыми достойными. Заодно охочей до номенклатурной крови общественности преподнесли необходимую в таких случаях жертву в виде спешно сочиненного областной прокуратурой уголовного дела против начальника горотдела ГАИ Вячеслава Романова по факту злоупотребления служебным положением в виде якобы случившегося три года назад сокрытия ДТП.

То, что николаевская гастроль Авакова была не экспромтом, а тщательной заготовкой, стало ясно на следующий день, когда Верховная рада приняла закон о нацполиции. А спустя еще пару дней на Софиевской площади Киева почти две тысячи сотрудников патрульной полиции принесли присягу в присутствии первых лиц государства. Но настоящим хедлайнером мероприятия оказался столичный мэр Виталий Кличко, чье появление на трибуне в полицейской фуражке изрядно повеселило Порошенко и Яценюка. В тот же вечер на улицах столицы появились 500 патрульных и 200 автомобилей. По словам Авакова, уже в августе — сентябре подобное зрелище смогут наблюдать жители Одессы, Львова, Харькова, Днепропетровска, Николаева, Луцка и Хмельницкого. А затем, как пообещал Яценюк, перемены дойдут «до каждого поселка и села».