Руководитель Главного бюро медико-социальной экспертизы по Карачаево- Черкесии Умар Хабчаев в буквальном смысле спровоцировал острые межнациональные противоречия в республике.

В учреждении, котором он руководит, воцарился хаос, на днях Хабчаев выгнал почти всех высококлассных специалистов русской национальности.

Главное бюро медико-социальной экспертизы по КЧР и так на протяжении нескольких лет сотрясают скандалы. Поступают жалобы от инвалидов, которым отказывают в выдаче справок об инвалидности, либо же занижают ее группу. Выявлены в этой сфере и случаи коррупции – так, в прошлом году, была задержана врач города Карачаевска за попытку получения взятки в размере 160 тысяч рублей за предоставление справки об инвалидности.

Русским здесь не место

В мае этого года из-за скандала с увольнением русских специалистов из Главного бюро МСЭ по Карачаево-Черкесии в республике пошатнулся межнациональный мир. 27 бывших работников бюро заявляют о том, что их уволили по национальному признаку. По их словам, учреждение превратилось в клановую систему, из которой руководство выбивает неугодных.

В марте 2015 года руководством ГБ МСЭ по КЧР Минтруда России издан приказ о ликвидации трех структурных подразделений бюро, а 6 мая были уволены все 27 специалистов ликвидированных подразделений.

Уволенными оказались лучшие и даже единственные в республике специалисты в области медико-социальной экспертизы, проработавшие в бюро от 10 до 30 лет.

Сами сотрудники уверены, что руководитель таким образом избавился от неугодных ему людей, среди них значительной частью оказались русские.

До появления приказа об увольнении ряда специалистов Умара Хабчаева уже обвиняли в том, что он проводит кадровую политику по национальному признаку, поскольку 93% сотрудников бюро являлись карачаевцы, к которым и принадлежит руководитель организации. После увольнения почти всех специалистов русской национальности, работавших в бюро, в адрес Хабчаева и вовсе посыпались обвинения в национализме.

Свое возмущение решением Хабчаева избавиться от русских специалистов уже выразил даже руководитель Общественной организации «Русь» Николай Хохлачев. Он считает подобные действия недопустимыми, поскольку в республике и так наблюдается отток русского населения из-за отсутствия возможности трудоустроиться.

Карачаевское бюро

Главное бюро СМЭ по Карачаево-Черкесии уже давно называют карачаевским, несмотря на то, что в республике 5 субъектообразующих народов – русские, карачаевцы, черкесы, абазины и ногайцы.

Бывший руководитель бюро психиатрического профиля ГБ МСЭ по КЧР Александр Гринин рассказывает, что из 12 руководителей подразделений бюро он был единственным русским, остальные все карачаевцы.

«Я проработал 18 лет в учреждении и возглавлял бюро №3 психиатрического профиля. Обслуживал по всей республике психбольных. Избавившись от всех специалистов психиатрического профиля, работу психиатров руководитель учреждения поручил фтизиатрам», – рассказал он.

Гринин уверен, что Хабчаев уволил тех, кто «не стал плясать под его дудку» и оставил только близких ему людей.

Все уволенные сотрудники – высококвалифицированные специалисты с большим стажем работы в медэкспертизе, рассказал со своей стороны бывший руководитель Экспертного состава №1 Главного бюро МСЭ по КЧР Азрет Абазалиев.

«Никому из нас альтернативы нет. Он уволил своего заместителя – единственного кандидата медицинских наук в учреждении. А те, кто остался, они не имеют даже 5-летнего стажа работы. Все 27 уволенных сотрудников за время работы не получили ни одного взыскания и выговора, имеют благодарности от Минтруда РФ», – пояснил Абазалиев.

Вот такая оптимизация

До издания приказа о ликвидации трех подразделений бюро и увольнении их сотрудников в Главном бюро МСЭ по КЧР работали 119 человек, и эта численность соответствовала нормам, необходимости в сокращении работников не было.

Кроме этого, сотрудники бюро уверены, что сам Умар Хабчаев не имеет права занимать должность руководителя. Ведь, согласно Устава организации, эту должность имеет право занимать человек, проработавший в медэкспертизе не менее 5 лет. А Хабчаев до этого ни дня не работал в медэкспертизе.

Сам руководитель Главного бюро МСЭ по КЧР все обвинения в ущемлении прав сотрудников по национальному признаку отвергает. Ситуацию комментирует слишком просто – мол, уволил четверть коллектива с целью оптимизации кадров.

Между тем, Хабчаев умалчивает о распоряжении Минтруда РФ о реализации «майских указов» Президента РФ, согласно которому при оптимизации необходимо предусмотреть максимальную возможность сохранения состава специалистов по медико-социальной экспертизе.

Не считает он заслугой и многолетний опыт уволенных специалистов, заявляя, что качество работы не зависит от стажа. «Руководитель решает, кто работает лучше, а кто хуже», – говорит он.

Прокуратура не указ

И трудовая инспекция, и прокуратура посчитали ликвидацию подразделений бюро и увольнение их сотрудников незаконными.

Прокуратура Черкесска внесла представление Хабчаеву об устранении нарушений, в котором указала, что в соответствии с Уставом учреждения он не имеет права ликвидировать подразделения бюро.

Государственная инспекция труда в Карачаево-Черкесской республике также рассмотрела обращение подлежащих увольнению сотрудников ГБ МСЭ по КЧР, отметив, что руководитель учреждения нарушает Трудовой кодекс РФ.

Со своей стороны Умар Хабчаев не спешит исполнять предписание прокуратуры, заявляя, что ведомство неверно ссылается на статьи трудового законодательства.

«Если он и прокуратуру обвиняет в незнании законов, тогда о чем говорить? Значит, за ним стоят влиятельные люди, иначе, такого беспредела бы не было», – считают уволенные сотрудники.

Протекция власти

Говоря о влиятельных людях, бывшие работники учреждения, скорее всего, имеют ввиду первых лиц республики, поскольку, по их словам, Хабчаев не раз козырял дружественными связями с Главой КЧР Рашидом Темрезовым и его семьей. Да и подтверждением тому служит, то, что на стене в рабочем кабинете Хабчаева висит дружественное фото, на котором он изображен вместе с Главой КЧР и его отцом, главврачом медико-санитарной части Черкесска Бориспием Темрезовым. С последним Умара Хабчаева связывает давняя многолетняя дружба, и, по слухам, именно отец Главы КЧР, которого называют «кукловодом» в сфере медицины в республике, лоббировал интересы Хабчаева при назначении на должность главного эксперта по МСЭ по КЧР.

Несмотря на столь сильную протекцию у Хабчаева, уволенные сотрудники бюро намерены не только оспорить в судебном порядке приказ об увольнении, но и провести акции протеста.

Карачаево-черкесское противостояние

Недавно стало известно о другом громком скандале с участием Умара Хабчаева, переросшем в межнациональный конфликт. Именно его семья стала инициатором протеста против строительства многоквартирного дома в городе Черкесске ООО «Агростроительная фирма Черкесская», руководителем которой является известный черкесский бизнесмен Юрий Нартоков.

Нартоков после того, как по просьбе мэра оказал спонсорскую помощь мэрии в размере трех миллионов рублей, после того, как при наличии всех необходимых разрешительных документов возвел фундамент и первый этаж девятиэтажного дома, вынужден был остановить стройку.

Немаловажную роль в этом сыграла семья Хабчаевых, живущая в 50 метрах от строящегося дома. Супруга Умара Хабчаева можно сказать возглавила протест проживающих вблизи дома нескольких семей против продолжения строительных работ.

В результате мэр города Руслан Тамбиев незаконно отменил ранее выданное им разрешение на строительство, в которое черкесский бизнесмен вложил 20 миллионов рублей. По слухам, просил мэра об этом лично глава КЧР Рашид Темрезов, которого подвигли на этот шаг дружеские отношения с Хабчаевым.

Ситуация приобрела серьезные масштабы. «Дело Нартокова» подтолкнуло черкесских бизнесменов создать Ассоциацию «Деловая Черкесия» с тем, чтобы их не выдавливали из бизнеса подобным образом. Создание ассоциации поддержали все черкесские лидеры.

В Ассоциации убеждены, что «дело Нартокова» также имеет национальный оттенок. Будь застройщиком дома карачаевец, подобное бы не случилось, считают представители «Деловой Черкесии». Ситуация грозит перерасти в самое настоящее межнациональное противостояние в Карачаево-Черкесии, по одну сторону которого может оказаться Глава республики-карачаевец, возможно, покрывающий бесчинство главного эксперта по медико- социальной экспертизе, по другую – черкесская общественность не только республики, но и всего северокавказского региона.