И все-таки в интересное мы время живем! Как-то совершенно незаметно, практически исподволь, подошли к совершенно новой ситуации – полной утраты общественной и государственной перспективы. Крайне любопытно, как страна будет теперь выбираться.

С одной стороны, как бы ни голосили профессиональные «борцы с крамолой», в России сейчас тишь да гладь, никаким «российским майданом» даже не пахнет; полное общественное спокойствие – и это не штиль, а просто старый пруд, заросший ряской. А с другой стороны – никто уже не понимает и не в состоянии объяснить, куда движется страна и на какие «улучшения» можно рассчитывать. «Есть ли у вас план, мистер Фикс?!».

Нету никакого плана.

И это при том, что ухудшения происходят «вот прямо сейчас», да и длятся уже минимум год. Средняя зарплата падает, растет безработица и т.д. Да и вообще – в стране кризис, это уже признано практически официально. И никто, что самое главное, не знает, когда и чем это должно кончиться. Что вообще надо ждать, каких «позитивных сигналов»?

Весь прошлый год у российского общества была одна забава – ожидать «неминуемого краха» Украины. Само по себе довольно ущербное занятие – мысленно строить свое будущее благополучие на несчастье другого; однако, за неимением каких-то еще позитивных ожиданий, люди удовлетворялись этим – тем более, что пропаганда постоянно внушала, что крах наступит «вот-вот», буквально «еще чуть-чуть потерпеть».

Но нельзя ведь ждать краха Украины вечно! На самом деле этого краха утомилась ждать даже сама кремлевская пропаганда – уже несколько месяцев «народные витии» из телеящика предрекают его мало и как-то неохотно. А в целом даже телеящик у нас склонился к мысли, с прямотой Владимира Владимировича (Маяковского) выражаемой так: «Украина – пресволочнейшая штуковина! Существует – и ни в зуб ногой!».

Однако, если исчезновение Украины откладывается на неопределенный срок, встает вопрос – а чего ж тогда нам ждать? Чего и кого? Смены власти? Но Путин ясно дает понять, что намерен править до морковкина заговенья, сохраняя в неизменности всю уже привычную «вертикаль власти». Неизменность еще радовала прежде, когда она сопровождалась постоянным ростом экономики и кое-каким ростом благосостояния… Но теперь, когда на ее фоне идет постоянное падение – неизменность как минимум не вдохновляет.

А что же будет? Куда все развивается, и развивается ли вообще? Ответов нет. Непонятно даже, а в каком хоть направлении будет развиваться страна. В материальном? Но у нас нет никаких особых производств, и совершенно неясно, откуда им взяться.

В социальном плане – мы будем бедные, но очень-очень социально защищенные? Тоже нет, наоборот: соцзащиту, в особенности здравоохранение, у нас ударными темпами сворачивают, с пенсионерами тоже обещают не церемониться: пенсии обещают не индексировать, а вот пенсионный возраст – поднять.

Может, у нас ожидается прорыв в научном плане? В образовательном? Будем с подтянутыми животами, но зато шибко умные? Тоже нет: науку мы, наоборот, разгоняем, с образованием, особенно в школах, творится известно что – иллюзий уже практически ни у кого не осталось.

В общем, если уж подбирать какой-то образ, то нынешний режим надо сравнить… разве что с Мальчишем-Кибальчишем. Мальчиша обложили со всех сторон проклятые буржуины, и он знай только повторяет: «Нам бы только день простоять, да ночь продержаться!» Сказку эту всем читали в детстве, поэтому поначалу она воспринимается нами благосклонно – пока в голове не формируется вопрос: а потом что?

День, допустим, простоим, ночь продержимся; ну а дальше-то? Подойдет доблестная Китайская Народная Красная Армия? Эта перспектива многим кажется реальной, но очень мало кого она вдохновляет.

Как долго может просуществовать режим, не имеющий никакой позитивной программы – вопрос крайне интересный. Ответ, думаю, мы узнаем гораздо раньше, чем думаем.