Автозаводы с трудом пережили минувший год

Прошедший 2015-й стал третьим годом испытаний для российского авторынка: продажи продолжили падать, а иностранные комплектующие резко подорожали. Ушла, не выдержав конкуренции, американская корпорация General Motors. «Лента.ру» подвела неутешительные итоги и предположила, чего ждать автовладельцам в новом году.

GM: продолжение следует

Минувший год доставил немало хлопот практически всем отраслям российской промышленности. Похвастать заметными успехами могут разве что крупные экспортеры, которых поддержала девальвация, и предприятия, участвующие в распиаренном Минпромторгом импортозамещении (да и то лишь отчасти).

С одной стороны, положение автопрома не было исключительным, с другой — именно автозаводы в полной мере ощутили все прелести кризиса: резкое падение спроса, волатильность рубля, подорожание кредитных ресурсов. Авторынок стал своеобразной лакмусовой бумажкой состояния российской экономики и потребительского рынка. Так было в конце 2014-го, когда россияне бросились тратить обесценивающиеся рубли на новые машины, а весной 2015-го автозаводы и дилеры вынуждены были снижать цены вопреки инфляционному тренду.

Историей, достойной романа, стал уход американского концерна General Motors после более чем 20-летней «дружбы» с российскими автовладельцами. Один из столпов американской промышленности решил переждать затянувшийся кризис спроса на автомобили в России, свернув выпуск Opel и всех массовых моделей марки Chevrolet, которые в совокупности занимали почти восемь процентов рынка (в 2014 году было продано более 188 тысяч машин). Исключением стали лишь премиальные Corvette, Camaro и Tahoe с мизерными в сравнении с массовым сегментом продажами, а также Cadillac. О своих планах реструктуризации бизнеса в России GM объявил в марте. Месяцем ранее, в феврале, еще до официального заявления, автогигант прекратил сотрудничество с калининградским «Автотором». Летом был законсервирован завод GM в Санкт-Петербурге. Контрактное производство на мощностях Группы ГАЗ завершилось осенью. СМИ предлагали различные версии ухода GM — вплоть до политических: якобы причиной стала напряженность в отношениях России и США. Но доминировало мнение, что выпуск машин свернули по экономическим соображениям.

Был ли на самом деле финансовый резон для такого резкого шага? Безусловно, был. Opel и Chevrolet стали рекордсменами по темпам падения продаж за первый квартал 2015 года: они рухнули сразу на 80 и 72 процента соответственно — до 3,6 тысячи и 9,7 тысячи машин. Рентабельность заводов GM в России таяла вслед за дешевеющим рублем. Из-за того что большая часть автокомпонентов была импортной (локализация составляла 25-27 процентов), себестоимость автомобилей Opel и Chevrolet резко выросла. Замминистра промышленности и торговли России Александр Морозов рассказал в апреле, что глава российского подразделения GM Сюзанна Веббер не смогла убедить совет директоров General Motors выделить дополнительные средства на компенсацию убытков от деятельности на российском рынке на 2015-й и последующие два года. Но при восстановлении спроса GM, по словам чиновника, может возобновить сборку легковушек. Аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов считает возвращение GM в Россию в ближайшие два года маловероятным, если только российский авторынок «не станет расти феноменальными темпами». Уход GM стал неожиданностью для дилеров, некоторые до сих пор решают вопросы компенсаций через суд.


Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Ведущий аналитик «Автостата» Азат Тимерханов отмечает, что GM — самая значимая, но не единственная потеря российского авторынка. «В этом году ушел испанский SEAT. О сокращении присутствия можно говорить в отношении Honda — дилеры теперь будут работать напрямую с японским офисом. То же самое касается и премиального подразделения — Acura», — напоминает он. Эксперт называет подобные шаги автопроизводителей «мягкий уходом». В декабре сообщалось, что у российских дилеров практически не осталось автомобилей Great Wall, хотя официальных заявлений о прекращении поставок не было. Ребрендинг провела марка Daewoo, которую сменит Ravon.

Подтянут цены

По подсчетам «Автостата», за 2015 год новые легковые автомобили в России подорожали на четверть, и эта тенденция продолжится в текущем году. О повышении цен с 1 января уже объявили Renault, Hyundai и Volvo, «АвтоВАЗ» анонсировал трехпроцентное увеличение стоимости Lada за исключением модели Vesta. Некоторые бренды — например, Nissan — подняли цены не дожидаясь нового года.

Беспалов говорит, что пока сложно прогнозировать динамику стоимости новых легковых автомобилей на российском рынке в 2016 году, поскольку она будет зависеть от многих факторов: курса рубля, спроса, объема господдержки отрасли. Но цены однозначно пойдут вверх, добавляет эксперт. «Эффект девальвации еще полностью не отражен в стоимости, поэтому рентабельность бизнеса для участников рынка (автозаводов и дилеров) остается низкой. Часть убытков пока берут на себя материнские компании-производители», — поясняет он. По мнению Беспалова, рост стоимости новых авто будет сдерживать слабый спрос, вследствие чего увеличение средней цены останется «в пределах инфляции». У аналитиков «Автостата» более пессимистичный прогноз: плюс 20-25 процентов за год.

Таким образом, стоимость иномарок неизбежно будет подтягиваться до среднемировых цен. Пока же, по данным «Автостата», Россия остается страной с самыми дешевыми авто популярных марок, если оценивать в долларах. Toyota Corolla, базовую стоимость которой в качестве примера приводит агентство (около 11 тысяч долларов), в России можно купить почти втрое дешевле, чем в Израиле; вдвое дешевле, чем в Германии; в 1,6 раза дешевле, чем в США. И надо отметить, россияне вопреки кризису потратили на приобретение новых машин в 2015 году весьма внушительную сумму — почти 1,5 триллиона рублей (полторы стоимости мегапроекта скоростной железной дороги Казань —Москва).

Vesta не заводит европейцев

Продажи новых легковых и легких коммерческих машин за 11 месяцев 2015 года, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), упали больше чем на треть — до 1,45 миллиона штук (актуальных данных за весь год пока нет). Снижение продаж коснулось подавляющего числа брендов, особенно массовых моделей. Премиум-сегмент выглядел на этом фоне весьма неплохо, а Porsche и Lexus даже подросли.

Немного помогли автозаводам государственные программы поддержки — льготное автокредитование, утилизация автохлама и лизинг, на которые было выделено 43 миллиарда рублей. В 2016 году поддержка сохранится и даже может вырасти до 50 миллиардов, пообещал в начале декабря вице-премьер Аркадий Дворкович.

Усилилась в этом году давно наметившаяся тенденция вытеснения европейских брендов азиатскими. В январе-октябре россияне стали обладателями 592 тысяч новых машин азиатских автогигантов — 48 процентов новых легковушек (в 2010-м японские, корейские и китайские машины занимали чуть более трети российского рынка).

«Скорее всего, корейские Hyundai и Kia продолжат наращивать свою долю, поскольку предлагают оптимальные продукты по соотношению цена-качество. Хорошие шансы на это есть и у «АвтоВАЗа», который делает серьезную ставку на новые модели Lada — Vesta и XRay», — считает Тимерханов. Беспалов соглашается, что первая реакция рынка на Lada Vesta была положительной, но в дальнейшем все зависит от того, сможет ли «АвтоВАЗ» поддерживать качество автомобиля на должном уровне. К наполеоновским планам тольяттинского предприятия по выводу Vesta на зарубежные рынки он относится скептически: «Насколько партнеры «АвтоВАЗа» Renault и Nissan готовы будут предоставить услуги своих дилеров за рубежом, пока неясно, поэтому в ближайшие два года прорывов не будет».

Тимерханов не исключает, что прошлогодние негативные тенденции продолжатся, и некоторые бренды покинут российский рынок. В «зоне риска» находятся марки, которые ввозят всю линейку своих автомобилей из-за рубежа, — SsangYong, Suzuki, Chrysler, Jeep. Они демонстрируют значительное падение продаж в связи с высокой зависимостью от колебаний валютного курса. Производители и дилеры надеются, что продажи сохранятся хотя бы на уровне прошедшего 2015 года.

Источник: lenta.ru