При написании данной статьи автор использовал марксистскую терминологию. Если кому-то марксистские определения незнакомы, с ними можно ознакомиться — в интернете достаточно рессурсов.

Если же кому-то марксистская терминология не подходит, то значит эта статья не для вас. Читайте Фукуяму или то, что вам больше по вкусу.

Прежде перейти к самой статье, считаю необходимым уточнить некоторые формулировки.

Итак, поскольку речь здесь пойдет о капитализме и альтернативе ему, начнем с определения капитализма.

В данной статье под капитализмом подразумевается социо-экономическая система основанная на эксплуатации человека человеком ради получения личных благ и усиления своего влияния в обществе, эксплуататором.

По большому счету, капитализм-это то же рабство, только в более изощренной форме, то есть, основанное на экономическом принуждении.

Главная святыня капитализма-это частная собственность на средства производства и конечную продукцию-результат труда многих людей.

Иными словами, любая собственность-это результат коллективных усилий большого числа людей, будь то технология или промышленный объект.

И в связи с этим возникает вопрос:

А может ли быть частная собственность на коллективный труд и результаты этого труда — средства производства, технологии, ну и конечный результат производства?

И другой вопрос: может ли быть частная собственность на природные ресурсы?

Или, может ли быть частная собственность на образование и медицину?

Конечно же можно назвать эксплуататора работодателем, но суть от этого не изменится.

Хозяева средств производства и капитала выдвигают в качестве контраргумента к данному утверждению тезис о том, что, они, мол, создают рабочие места, организовывают и управляют производством.

Тезис насчет создания рабочих мест довольно спорный-не реже, если не гораздо чаще, крупный капитал просто захватывает прибыльные государственные и общественные предприятия, создававшиеся усилиями нескольких поколений людей, как это было во времена так называемой «Перестройки» в СССР.

Но дело в другом. Создание производства и управление -это такая же работа как и любая другая, например, как работа ученых, разрабатывающих новые технологии и оборудование или рабочих в цеху. Иными словами, любой труд- это часть коллективных усилий большого числа людей на общее благо!

Из этого не следует, что должна быть уравниловка. Но простой рабочий имеет право на такое же качество жизни, качество образования, и медицинской помощи, как, скажем, управленец.

Делить же труд на престижный и не престижный, на высоко- и низкооплачиваемый, это такая же низость, как оценивать человека и делить людей на высших и низших.

При капитализме господствует именно этот, торгашеский, потребительский подход к человеку.

Можно сколько угодно говорить о демократии, о равенстве и свободе, но свобода и равенство заключаются не в возможности проголосовать за тех, кого тебе предлагают, а, прежде всего, в качестве жизни.

Вот, например, о качестве жизни и проблемах олигархов, по крайней мере, за последние тридцать лет, написано книг и сценариев едва ли не больше, чем за предыдущие два столетия.

Ну а где книги и фильмы о жизни простых людей, работающих на своих хозяев через аутсорсинговые компании?

Что, писать нечего или качество жизни у них не то? А может, если писать правду о простых рабочих или безработных, то это повредит имиджу капитализма?

Ладно, оставим в сторону лирические отступления и подведем итог вышесказанному.

Итак, капитализм, вернее, созданная им система отношений между людьми, как и само отношение к человеку-антигуманны.

Присваивать же труд других людей — это воровство.

Следовательно, капитализму должна быть найдена достойная альтернатива. Но эту альтернативу необходимо создать, а это подразумевает, прежде всего, замену производственных отношений характеризующих капиталистический способ производства.

Иными словами, для ликвидации капитализма необходимо сделать ненужными товарно-денежные отношения и погоню за прибавочной стоимостью. Причем сделать это предстоит не в теооии, а на практике.

Как это сделать?

Прежде всего, в основу производственных отношений и отношений между людьми в целом, должен быть положен принцип взаимопомощи.

Идея эта не нова: взаимопомощь- основа анархо-коммунистического мировоззрения.

Однако именно этот принцип и может стать основой для альтернативы рыночной экономике и рыночным отношениям.

Условия для реализации этого принципа создал сам капитализм, доведя уровень развития производства до такого уровня, когда человечество оказалось способно полностью удовлетворить свои потребности в продовольствии, воде, энергии, в обеспечении всего человечества медицинской помощью и образованием.

Капитализм создал условия для перехода к коммунизму в годы Великой депрессии, разумеется, неосознанно.

Кризис перепроизводства сделал бессмысленной всю систему товарно-денежных отношений и одновременно создал материальную основу для перехода к принципиально новым производственным отношениям.

Но для капитализма подобный переход означал бы смерть и капиталисты предприняли лихорадочные усилия по сохранению существующих производственных отношений путем уничтожения избыточной продукции.

Этот метод сохранения капитализма действует и сегодня, когда на фабриках и в супермаркетах уничтожается готовая продукция, когда цена на продукцию устанавливается путем сговора между производителями или владельцами торговых сетей, когда нас заставляют использовать дорогостоящие технологии и энергорессурсы, не позволяя пользоваться дешевыми или бесплатными технологиями или источниками энергии.

В качестве примера могу привести демонтаж отопительной системы в СССР и замены ее дорогостоящими газовыми нагревателями. Или запрет на сбор дождевой воды, под тем предлогом, что дождевая вода содержит опасные для человека бактерии и химические вещества.

Самый яркий пример -история интернета, начинавшегося как коммуна энтузиастов задавшихся целью создать систему свободного и безвозмездного обмена информацией.

На каком основании Билл Гейтс установил свою монополию на эти разработки?

Впрочем, война между капиталом и анархо-коммунизмом в сфере ИТ далека от завершения.

Открытое программное обеспечение (open-source software) — это прежде всего коммуна людей выступающих за открытый исходный код, то есть, возможность для каждого пользователя просматривать, изученать и измененять код операционной системы или программы, а это значит, что любой желающий может принять участие в доработке любой открытой программы, использовать данный код для создания новых программ или помочь другим участникам в исправлении ошибок в уже существующих программах.

Для непосвященных действует форум, где можно получить разъяснение или помощь.

Я привел данный пример для того, чтобы показать, коммуна основанная на принципе взаимопомощи- вовсе не сказка, как часто утверждают апологеты капитализма, ссылаясь на дурную природу человека.

Кстати, сам капитализм, по крайней мере, после Великой Депрессии, живет как зомби, его жизнедеятельность поддерживается во многом искусственно или путем применения грубой силы.

Чтобы оправдать свое существование, капитализму приходится уничтожать уже готовую продукцию, о чем говорилось выше или доказывать свои преимущества путем военной интервенции, как это было в Ираке, Югославии Ливии, а еще раньше, во время интервенции в Советскую Россию или в Греции, Корее или Вьетнаме, после Второй мировой войны.

К сожалению, в Советском Союзе произошедшая в годы Великой Депрессии на западе производственно-техническая революция, осталась незамеченной.

Более того, вместо того, чтобы создать альтернативу производственным отношениям при капитализме, в СССР все годы существования Советского Союза пытались приспособить товарно-денежные отношения под теорию и цели социализма.

Разработкой же принципиальной альтернативы товарно-денежным отношениям никто толком не занимался.

Классики марксизма считали развитие производительных сил при капитализме достаточным условием для построения социализма- рабочим лишь оставалось взять под свой контроль средства производства, а дальше останется только развивать эти средства до полной победы коммунизма.

Однако капитализм уже давно довел средства производства и технологические процессы до того уровня, когда прежние производственные отношения уже изжили себя и требуют замены.

В 1933 году, во время Великой депрессии в США, такой замены еще не существовало, а причина была в уровне сознания американцев на тот момент.

Учитывая данный исторический опыт, я думаю, что для перехода к более справедливому устройству общества следует, не отказываясь от тезиса классиков марксизма о необходимости рабочего контроля над средствами производства, создавать альтернативу капитализму уже сегодня, в виде коммун основанных на принципах взаимопомощи.

Это может быть коммуна разработчиков программного обеспечения, разрабатывающая бесплатные программы для всех остальных пользователей или коммуна ученых, объединенная общей целью-разработкой оборудования и технологий для дома, позволяющих людям использовать, допустим, энергию солнца или дождевую воду и таким образом, отказаться от услуг крупных монополий.

Кроме того, организовывать кассы взаимопомощи как альтернативу банкам.

Гораздо более серьезная задача-найти альтернативу существующему положению дел в сфере жилья, где миллионы людей являются рабами ипотек и грабительской арендной платы.

Ну и главное, создание альтернативного производства, основанного не на иерархии, а на равенстве всех участников производственного процесса.

Здесь за основу можно взять израильские кибуцы в их первоначальном виде.

Такие коммуны должны стать одновременно и средой для воспитания нового человека, которому будут чужды желание наживы и потребительского отношения к людям.

Все вышесказанное, это пока только набросок, идея, так сказать.

Но в целом, система общественного устройства, которая не в состоянии или не желает обеспечить всех нуждающихся работой и достойным качеством жизни, безусловно нуждается в замене.

Апологеты капитализма обычно говорят в таких случаях, что если ты недоволен жизнью или обществом, начни перемены с себя.

Лично я так и делаю и в качестве первого шага, перешел на разумное потребление, что подразумевает прежде всего, бойкот фастфуда и его культуры а также переход к использованию открытого программного обеспечения. Кроме того, я стараюсь не пользоваться услугами банков.

Чтобы уничтожить капитализм, нужно прежде всего перестать его кормить, кормить собою.