Жалует царь, да не жалует псарь. Почему бюрократия в наших краях столь живучая? Вроде и XXI век на дворе, компьютерные технологии, оптимизация, все дела. Поколение пропахших нафталином вперемешку с «Красной Москвой» неприветливых женщин неопределенного возраста плавно выходит на пенсию, на смену приходят молодые и энергичные, а результата, мягко говоря, не видно. Понятное дело, сорняк хорошо усваивается в почве при определенных температурных и климатических условиях. Вот так и бюрократия – ложась на фундамент российской ментальности, произрастает как мадагаскарский баобаб и цветет как майский сад. На смену неприветливым теткам пришли их неприветливые дочери и внучки, которым, с одной стороны, не хочется ничего делать за мизерную зарплату, а с другой так хочется ощутить свою важность, пусть даже на совершенно глубоководном уровне.

Синдром вахтёра в чистом виде, помноженный многолетними традициями и патологической ленью, которая выражается в нежелании поднять руку и поставить необходимый штамп. В какой-то степени – страх и нежелание брать на себя ответственность. И организаций, пропахших незабываемым ароматом бюрократии, в нашей стране неприлично много. За примерами далеко ходить не надо – вспомните свои походы в паспортный стол. Хороший друг в свое время работал в крупном государственном университете, если быть более точным – в РГГУ, вот там-то он и вдохнул в свои легкие безмятежный дух советской бюрократии в девственном, неиспорченном виде. Скажем, нужно подписать документ, приходится обойти 6 кабинетов и расставить около 10 печатей и получить столько же подписей. И не было ни одного раза, чтобы все были на месте. При этом, каждая сторона отказывается наотрез подписывать документ без подписи/штампа своих соседей. И так далее, и по кругу. Доходило до абсурда, когда цвет печати казался сусликам-агрономам из следующего кабинета слишком подозрительным и неправильным, мол, штамп должен быть красным, а не зеленым. И, уверен, в других государственных учебных учреждениях ситуация не намного лучше, если не хуже.

Понятное дело, на западе своей бюрократии тоже хватает. Достаточно вспомнить новеллу «Маленькая бомба» из кинофильма «Дикие истории», где главный герой попадает в жернова системы, поставив на 30 секунд автомобиль в неположенном месте. И, тем не менее, до российских масштабов все же далеко, хотя и нельзя сказать, что такой проблемы в Европе и Штатах не существует. Даже если не анализировать проблему детально и досконально, становится весьма очевидно, что основная причина бюрократии не столько в озлобленности звеньев сложной системы, сколько в количестве этих самых звеньев. Проще говоря, чем меньше кадров – тем меньше бюрократия. Вот и получается «палка о двух концах» — с одной стороны, чем крупнее и серьезнее корпорация, тем больше возникает необходимость в координации вопросов посредством использования большего количества сотрудников. Мультифункциональность, свойственная маленьким конторам, перестает быть эффективной, рано или поздно организации приходится раскошелиться, чтобы справляться с нарастающими задачами. Но любые крайности, как известно, к добру не приводят. И как результат – появление излишнего количество рабочих мест.

На Западе уже давно используют бизнес-модель с оптимизацией рабочего процесса. Согласно такой модели тестируются все сотрудники компании, в результате чего независимые эксперты, привлеченные со стороны, подводят итоги эффективности того или иного сотрудника. Период тестирования и способы разные, но результат один – после подведения итогов штат компании сокращается, остаются сильнейшие, тогда как неэффективные кадры подписывают документы об уходе. Сурово, но справедливо. Модель уже начала проявлять свою эффективность, и некоторые крупные российские компании уже начали её внедрять. Одна из таких компаний – корпорация «Ростех», которая сократит вдвое штат, насчитывающий сейчас около 85 тысяч человек. Увольнения пройдут как в головной структуре, так и во входящих в «Ростех» дочерних предприятиях, а начнется оптимизация с центрального аппарата. Руководство «Ростех» объясняет ситуацию желанием повысить эффективность управления и оптимизировать административно-управленческий персонал. Вполне логично, учитывая, что в управляющей компании, коей «Ростех» и является, переизбыток сотрудников – прямой путь к бюрократии. Вместе с тем, сокращения также будут проведены по западному образцу – вместо того, чтобы вытолкнуть бывших сотрудников на улицу «с голым задом», «Ростех» выплатить все необходимые компенсации и поможет с трудоустройством.

Еще один способ борьбы с бюрократией – переход в виртуальную плоскость. Яркий тому пример – портал «Госуслуг», который с недавних пор начал свою работу и, несмотря на некоторые сбои в работе, в целом со своими функциями справляется. Плавный переход в виртуальную плоскость, что логично, помогает избежать свистопляску с посещением бесконечного числа кабинетов, а также сокращает часы общения с генералами калиток. Однако, тут уже постепенно начинает появляться новое явление – цифровая бюрократия. Поэтому, видимо, сокращение числа кадров и инстанций – единственная реальная возможность свести бюрократию на нет.

Парадокс нашей страны в том, что, с одной стороны, люди не любят соблюдать законы. Законы написаны для кого угодно, кроме тебя. Нарушил закон – ничего страшного, авось никто не увидит – так и живем. А вот когда приходится выходить из зоны комфорта, в данном случае – работать. Вот тут-то все законы резко и начинают работать. Нужно достать пачку документов с верхней полки – на помощь тебе закон, что без бумажки папку доставать нельзя. Нужно подписать стопку бумаг, но лень? Есть закон о том, что надо проставить печати, причем обязательно красного цвета. Такие вот особенности национального делопроизводства.

Так и живем.