Каждому значимому периоду в истории страны соответствует некое ёмкое словосочетание. Помним эпохи «спутника», «кукурузы» (и «кузькиной матери»), «развитого социализма» (или «застоя»), «перестройки» и «гласности» (хорошее было время…), «реформ» и «ваучеров»; не забудем и «чеченские войны» и пресловутое «Мочить в сортире!». Наши дни войдут в историю под ярлыками «санкций» и «импортозамещения».

Да, наверное, при очень большом патриотизме и очень маленькой предусмотрительности заместить всё заграничное можно. Заменим сыры сыроподобными изделиями, фирменные джинсы – нашими штанами, апельсины – брюквой, а лекарства – отечественными аналогами лекарств – и проживём как-нибудь (как там говаривал Лукашенко – «Плохо, но недолго»?). Только интеллект-то – он ведь тоже словцо иностранное, изобретение западное, к родимым осинам искусственно привитое). И в ходе кампаний, подобных нынешней, он замещается в первую очередь. Именно тем, чем обычно замещается ум. Зато – отечественного производства!

Всё это не могло не сказаться на сфере образования. Нет, я не про введение школьной формы на государственном уровне. И не про попытку определить образование в сферу обслуживания. Я про вещи менее заметные, но куда более опасные.

Реанимированы возникшие ещё в СССР попытки перенацелить преподавание с обучения умению думать на обучение умению «делать», с теории на практику. Соответствующие темы чуть ли не сапогами вбивают в школьную программу, в и без того перегруженные чистым счётом ОГЭ и ЕГЭ. А поскольку в ход событий вмешались ещё и клерикалы, кое-где началось чистое мракобесие. Не так давно один крупный казанский чиновник (не из системы образования, но способный серьёзно влиять на неё), опираясь на скверно усвоенные в школе знания биологии, потребовал не преподавать его детям «устаревшую» теорию Дарвина, поскольку точно знает, что он и его отпрыски не произошли от обезьяны, а были созданы Всевышним лично. Объявлено это было, кстати, на городском педагогическом совещании. И некоторые педагоги (малая часть, слава богу) аплодировали. Короче, приплыли…

Знаете, чем опасна переориентация на прикладные аспекты знания? С одной стороны, это ограничивает глубину понимания и широту восприятия; с другой – именно фундаментальные области являются локомотивом развития науки в целом, прикладные направления сами по себе бесплодны. Зато «прикладников» куда легче контролировать, результаты их исследований понятны начальству и хорошо выглядят на диаграммах и телеэкранах. А теоретики сидят, размышляют о невыразимом, до чего додумаются?.. Знаете, насколько мы можем отстать от Запада при таком подходе? Всего лишь навсегда.

Что же делать нам, педагогам, привыкшим декларировать примат разума, в условиях, когда «дураком быть выгодно, но очень не хочется»? Прежде всего – продолжать служить Истине. Ориентироваться на преподавание фундаментальных знаний, чётко расставлять приоритеты. Учить школьников думать критически, самостоятельно и свободно. Мы работаем для них и для страны, а не для временщиков-чиновников.

И пусть они пытаются приручить и проконтролировать мысль. Не выйдет. Мысль по сути своей может быть лишь свободной.

В клетке она умирает.