Численность школ в деревнях стремительно сокращается. Они исчезают через «филиализацию». Суть ее довольно проста. Небольшая деревенская школа становится филиалом более крупной — опорной, которая, как правило, расположена в районом центре. Естественно, что подобная реорганизация происходит не просто так, а под лозунгом экономии денежных средств. Став филиалом, деревенская школа теряет статус юридического лица. Эта схема удобна для властей — чтобы ликвидировать школу, уже можно не собирать сход, не добиваться согласия местных жителей на закрытие заведения. Тем более, что эти самые жители практически всегда выступают против.

Что такое «филиализация», хорошо знают в деревнях Псковской области. В последние годы в регионе проходил масштабный процесс сокращения образовательной сети. Местные характеризуют его не иначе как «четвертая разрушительная волна». Они отмечают, что за последние 100 лет школы на Псковщине массово исчезали три раза — во время Гражданской, Великой Отечественной войны, а также в период кампании по принудительной ликвидации «бесперспективных деревень», которая развернулась в 1960-70-е годы.

При этом надо отметить, что 60-й регион имеет положительный опыт борьбы с «оптимизацией». Например, в 2007 году жителям удалось отстоять в суде Малаховскую общеобразовательную школу в Себежском районе.

Однако, несмотря ни на что, “филиализация» продолжается. Логика местных властей в целом выглядит следующим образом. На Псковщине порядка 10 тыс. населенных пунктов, при этом в половине из них постоянных жителей нет. Так давайте все официально сократим наполовину. Однако власти не учитывают, что школа — последнее, за что держится деревенский житель. И закрытие учебных заведений приводит к гибели сел.

Сегодня в области пытаются оптимизировать еще несколько сельских школ: в деревнях Дубровы и Выбор Новоржевского района, в деревне Опухлики Невельского района, в Гультяях Пустошкинского района и других местах. Местные жители выступают категорически против этого. Они апеллируют к опыту прошлых лет, когда перевод школ в филиалы приравнивался к ликвидации.

При этом школу в деревне Дубровы уже дважды — в 2007 и 2011 — безуспешно пытались присоединить к районной.

Весной этого года состоялось собрание местных жителей, на котором гражданам сообщили о том, что может произойти реорганизация МОУ «Новоржевская средняя общеобразовательная школа» за счет присоединения к нему МОУ «Дубровская основная общеобразовательная школа».

«У нас в Новоржеве митинг проблемный 50 человек не соберет, а здесь полсотни пришли за школу бороться. Причем сами обо всем узнали, через сарафанное радио. Это о чем говорит? О том, что эта проблема действительно народ волнует». — рассказал один из новоржевских журналистов, который смог присутствовать на мартовском мероприятии.

Собрание выступило категорически против реорганизации школы. Однако уже 21 апреля глава Новоржевского района Михаил Пашков подписал постановление, согласно которому школа в Дубровах станет филиалом.

В Дубровах и окрестностях проживают порядка 200 человек. Главным образом это работники двух оставшихся животноводческих предприятий — СПК «Заря» и СПК «Жадрицы». В школе обучаются 32 ребенка. 13 ребят приезжают на учебу к 8:00 на рейсовом автобусе. Школьного транспорта нет. При этом уроки начинаются в 9:00. Заканчиваются занятия у старшеклассников в 15:00, но автобус приезжает за ними только в 16:20.

Сегодня школа остается, по сути, последним оплотом сельского социума. В свое время Дубровы были центром сельсовета. Здесь располагались медицинский пункт, клуб, библиотека, почта, колхозная контора и даже небольшой детский садик. Но так было до поры до времени.

Детский сад закрыли в начале 90-х годов. Вопрос о том, чтобы его вновь открыть, подымался. Набрать группу дошкольников можно. Однако приехавшие в Дубровы чиновники из района посчитали, что здание для детсада непригодно.

Почтовое отделение работает лишь три часа в неделю. Сельский клуб закрыт — у заколоченного деревянного здания иногда собираются поностальгировать по юным годам, те, кто в свое время проводил в Дубровах каникулы.

Школе же пришлось пожертвовать своими площадями. В 2006 году она отдала актовый зал под местную библиотеку. Потом — кабинет начальных классов. В нем стал базироваться фельдшерский пункт.

Несмотря на это, школа остается единственным культурным центром в городе. Местные жители приходят сюда на Новый год, празднование 8 марта и 23 февраля. Традиционно всех приглашают на День знаний и Последний звонок. А памятный митинг в День Победы проходит у обелиска Славы, который находится через дорогу от учебного заведения. Деревенский оздоровительный центр — тоже школа. В конце 80-х годов к зданию был пристроен типовой спортивный зал. Для села вещь уникальная. Зимой, когда в колхозах нет большой работы, именно сюда приходят поиграть в волейбол мужчины. У женщин, правда, зал пользуется не столь большой популярностью.

Дубровской школой руководит ее выпускница, заслуженный учитель России Светлана Жарикова. Она начала работать здесь учителем с 17 лет.

«У нас в школе домашняя обстановка. Мы хорошо знаем все семьи. Это ведь все наши выпускники. Ребята находятся под постоянным присмотром. Они могут к нам в окно постучать со двора — попросить курточку застегнуть, шапочку надеть, шнурочки завязать. Мы заботимся о каждом. Все на виду. Поел — не поел, холодно — не холодно. У меня есть телефон каждого родителя. Если кто-то не пришел в школу, то тут же следует звонок. Пока новоржевский автобус не подойдет, ребята у нас все в кружах и секциях», — описывает внеучебную жизнь директор.

С учебой, как выяснилось, все тоже обстоит хорошо.

«В седьмом класее учится Даша Карпова. Она вошла в список ребят, которые набрали в ходе мониторинга по русскому языку и математике 100 баллов. Таких школьников единицы», — с гордостью говорит Светлана Жарикова.

В случае, если Дубовская школа станет филиалом районной, ставка директора будет ликвидирована. Жарикова перейдет на должность заместителя директора школы в Новоржеве со ставкой 0,3. В соседней деревне ситуация иная, там школьному директору предложили ставку 0,5.

«Мы сами должны подписать договор на то, чтобы работать на таких условиях. Если не подпишем, то с нами расторгнут трудовой договор. Но что такое работать на 0,3? Директор будет приходить в школу на три часа. Отработал с 9 до 12 — и все?» — недоумевает Жарикова.

Учителя уверены, переход Дубровской школы в подчинение Новоржева в числе прочего поставит крест на местных животноводческих предприятиях. Дело в том, что родители ребят работают либо механизаторами, либо скотниками, либо доярками. Утренняя отправка детей в районный центр и вечерняя встреча сулит им огромные временные потери, пойти на которые сельский работник не в состоянии. Можно с уверенностью говорить, о том, что колхозники будут искать любые пути, чтобы покинуть «анклав», переселиться ближе к Новоржеву.

Педагоги же отмечают, что не повезут своих детей учиться в районный центр. Они уверены: филиалом школа будет максимум год. После этого будет подписано распоряжение о ее ликвидации.

«Прежде всего, хотелось бы человеческого отношения. Это главное. Но если наша школ будет закрыта, то я своих детей в Новоржев не повезу. Придется искать новое место жительства. Но покидать Дубровы я не хочу. Меня это место абсолютно всем устраивает», — рассказал молодая учительница по русскому Екатерина Евдокимова — она вывела Дашу Карпову в отличницы, с которой считаются на районном уровне.

Автобусное сообщение с Новоржевом сегодня существует тоже исключительно благодаря школе. Например, во время каникул связь с районным центром отсутствует. Не будет школы — исчезнет и последний автобус.

По итогам мартовских слушаний жители Дубров обратились к губернатору Псковской области Андрею Турчаку с просьбой отменить распоряжение главы администрации Новоржевского района о реорганизации. Были и те, кто пытался дозвониться на апрельскую прямую линию с президентом Владимиром Путиным. До главы государства не дозвонились, Турчак пока не ответил.

Депутат Псковской областной думы Лев Шлосберг многие годы посвятил борьбе за сохранение сельских школ. По его словам, «Закон об образовании» четко говорит о том, что при реорганизации или же ликвидации образовательного учреждения, расположенного в сельской местности — не важно школа это или детский сад — необходимо учитывать мнение населения. Жители же выступают категорически против реорганизации

«Весь опыт реорганизации сельских школ и в Псковской области, и в России вообще, трагичен. Пока школа является юридическим лицом, ее можно защищать, бороться за нее с помощью закона. Если она его теряет, то все. Сегодня чиновники уговаривают население согласиться на филиал только по одной причине. Если школа становится филиалом, то больше мнения населения можно будет не спрашивать. Это обман на уровне двухходовки Е2 — Е4. А вот ход Е4 — Е5 чиновник будет делать уже сам, без согласия народа. Чиновник может клясться, что, пока он мэр, губернатор, глава района, филиал будет существовать, а дети будут учиться. Но опыт показывает, что все врут. Никто подобных слов не сдержал и не сдержит», — рассуждает Шлосберг.

При этом депутат уверен, что сами чиновники, которые сегодня подписывают распоряжения о реорганизации сельских школ, завтра уже не будут жить в районных центрах. Свое будущее и будущее своих детей они не связывают с селом. Оттянув лямку службы районного главы, они переезжают в Псков, Петербург, Москву.

«Эти чиновники уезжают из мест, в которых они работали. Полностью теряют с ними связь. Им стыдно смотреть в глаза своим односельчанам. Кому хочется, чтобы в тебя тыкали пальцем и говорили: «Это ты все развалил! Что ты делал, будучи главой района? А ничего, только закрывал и ликвидировал», — отмечает Шлосберг.

28 мая губернатор Псковской области Андрей Турчак отчитался перед депутатами местного собрания о деятельности администрации за 2014 год. Согласно стенограмме выступления, слово «филиализация» в речи губернатора прозвучало один раз.

«Уверен, что не “филиализация”, которой с памятных времен пугают родителей, а создание педагогических комплексов, создание единой системы управления учебным процессом, выстраивание методических связей между сильными укомплектованными и малокомплектными сельскими школами позволит еще больше сократить этот разрыв [в результатах ЕГЭ между сельскими и городскими выпускниками — «Росбалт»]», — заявил Турчак.

Однако практика показывает, что именно с ликвидацией школы умирает деревня. Населенный пункт, в котором родитель не может за руку отвести своего ребенка на учебу, обречен на вымирание. Жители деревень открыто говорят о том, что, уничтожая сельскую школу, власти заносят нож над самим существованием местной жизни, бьют по самому ценному и неприкосновенному — семейному укладу, личному жизненному пространству человека. И в районных администрациях сегодня должны думать не об экономии путем сокращения директорских ставок, а о перспективах сохранения деревни.