Понимание справедливости для русского человека — это вопрос его жизнеспособности в настоящем и основа формирования образа его будущей жизни. Поиск справедливости, как воплощения в миру «высшей правды», живёт в нас из поколения в поколение, являясь движущей энергией всех социальных трансформаций. Ф.М. Достоевский чётко это сформулировал: «Высшая и самая характерная черта нашего народа — это чувство справедливости и жажда её». Осиротевший поиск некогда принадлежавшей по праву человеку истины, но изъятой из окружающей реальности; по замыслу, подлежащей возвращению в человеческий мир, но через колоссальную борьбу.

Поиск и стремление к справедливости как правде, истине, должному порядку вещей, объединяет все вехи исторической Руси: Киевско-Новгородский этап, Московскую Русь, Романовскую империю, Красную советскую империю. (Несмотря на то, что само слово «справедливость» появилось в нашем языке в XVII веке, его семантика позволяет это понятие транспонировать).

Свою жажду справедливости и построения её царства на земле мы получили от предков.

Смысл правды в древней Руси сводился, прежде всего, к обычаю, правилу, исходящему от Бога. Это предположение подтверждают практики средневекового судопроизводства, воплотившиеся в «Божьем» или «праведном суде». Требование справедливости, неотделимой от любви, пронизывает Священное Писание. Одно из проявлений милости — закон справедливого суда. Вспомним о том, что «суд — дело Божие» (Втор.1:17), «суть справедливости — в любви: весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал.5:14)

«Правда» в нашей культуре всегда играла ведущую роль: от «Русской Правды» Ярослава Мудрого до небезызвестной советской «Правды», но оставалась всегда скорее космогоническим высшим идеалом, чем ощутимым фактом реальности.

Земная реальность — это сражение «Правды» и «Кривды», как гласят старинные русские апокрифы. «Правда живет у бога. Правда у бога, а кривда на земле». Во многовековой борьбе этих двух энергий жизнь на Земле протекает по законам искажённым, земное царство — это вотчина «Кривды». Идеал справедливого миропорядка всё не приближается, как писал русский философ Вл. Соловьёв:

«Жизнь — только подвиг,

и правда живая

Светит бессмертьем в истлевших гробах…»

Правда невозможна без справедливости. Стремление к справедливости определяет вектор устремлений человека, государства, человеческого порядка на земле, потому что правда и справедливость являются в православии высшими религиозными ценностями. Согласно православному учению о Боге и сотворенном им человеке, Бог есть Истина и Любовь, Христос — Путь, и Истина, и Жизнь. Соответственно, без правды и справедливости жизнь невозможна, нарушение справедливости — это вызов Богу, соответственно, самоотрицание человека.

Замысел Божий о нашем мире велик, конечной его целью является обожение человека. Как учат святые отцы, «Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом». Поэтому игнорирование божественного принципа справедливости, вытекающего из той аксиомы, что «Бог есть любовь», является вызовом Богу и человеку. Исходя из этого, нужно ответить на ключевой вопрос: на Земле живёт семь миллиардов человек с этническими, национальными, ментальными различиями, разными способностями и возможностями, возможна ли гармонизация их интересов? Как определить универсальные критерии справедливости, и построить общественную жизнь не на иллюзорной законности, которая не есть, по сути, справедливость, а на высших началах всеобщей Правды?

Эти критерии, по сути, определены за нас, они складывались на протяжении всей истории из миллионов и миллионов диалогов, ситуаций и человеческих выборов. Природа, Божественная природа справедливости во всех случаях одна. Понятие «справедливость», появляясь в разных языках в разное время, неизменно означает одно и то же. Справедливость от несправедливости одинаково отличит древний грек, индеец, иранец или англичанин. Но ценностное значение этой категории для разных обществ, в разные исторические эпохи — не одинаково.

В основе жизни русского человека первично представление о «русской правде», в отличие от «римского права», «юстиции» заложившей основы жизнеустройства западного общества. Поэтому у нашего народа, сформированного православной традицией, отношение к писаному закону иное: «суд людей, не божий. Бог на правду призрит», «хоть бы все законы пропали, только бы люди правдой жили», «законы святы, да судьи супостаты», «не бойся закона, бойся судьи», «кто законы пишет, тот их и ломает». Отсюда и русский идеал — это воплощение высшего замысла Бога о нас, строительство царства небесного на земле.

Воспроизводимая надежда в народном сознании на торжество Правды и Справедливости не только на небе, но и на земле, она была, есть и будет, вне зависимости от эпохи, и от наших различий. Главное, чтобы стремление к справедливости не вело к обострению противоречий и расколу в обществе, а служило гармонизации общественной жизни, совершенствованию системы права, норм и возможностей. Удержание этого русла — задача государственной власти.

Жажда справедливости нам дана не просто так. Россия, с её историческим поиском справедливости способна создать такую справедливую модель жизнеустройства, которая станет привлекательна для остального мира так, что все с удовольствием будут считать её частью своей культуры. Что это, как не мессианская роль русского народа?

Когда человек задаётся вопросом справедливости? Когда чувствует несправедливость. Справедливо или несправедливо — он определяет, соотнося происходящее с внутренними морально-духовными критериями. В жизни страны особо остро несправедливость чувствуется в переломные моменты, когда сложившуюся традицию нарушают новые законы мироустройства.

Российское общество всё ещё живет в ощущении жуткой несправедливости того, что с ним сотворили. Век двадцатый — эта страшные мировые войны, гражданская война, многотрудное послевоенное восстановление. Все эти испытания пройдены, выстраданы народом-победителем, народом-созидателем. Но, как показала история Советской державы, вслед за этим, казалось бы, могущественная страна начинает движение в небытие. Конец двадцатого века ознаменовала роковая трагедия для сотен миллионов людей — падение великой страны, огромной империи, построенной благодаря православному цивилизационному выбору святого князя Владимира, казалось бы, искупившей право своего существования кровью Священной войны. Но государство проваливается в никуда, а вслед за ним в никуда уходят вера, достоинство, державная воля и самосознание народа. Наступает апатия и забвение былой силы и величия. Приходят новые, «чужие» времена, которые сопровождаются чувством отчуждения, страха и отчаяния. Русский народ становится самым большим разделенным народом мира и смиряется с этой несправедливостью. Очень важно пояснить, что христианская добродетель смирения означает мир с Богом, но не «мир» с дьяволом, или «смирение» перед злом. Последнее — это вражда с Богом.

Проблема примирения с вопиюще несправедливой реальностью обострилась как никогда раньше, и в этой связи кажется, уже и глупо взывать к справедливости. «Человек человеку — волк», «Что выгодно — то и правда», «У кого нет миллиарда, могут идти…», да и «бороться за справедливость тем труднее, чем проще её купить».

Опыт мира показал, что полного равенства быть не может и не должно. Пропадают любые стремления к движению, развитию духовному и материальному, к труду. Однако, если уровень несправедливости, социального неравенства зашкаливает, то неминуемо наступает время социальных потрясений, а то, как показывает наша история, и кровавых революций.

Особая роль в стремлении к построению в России справедливого общества ложится на элиты. Эти люди, в силу своего высокого достатка, уровня жизни, позволяющего иметь значительное влияние, должны осознавать и высокую степень ответственности. В том числе, за создание и поддержание, так называемой, социальной справедливости. Если вы причисляете себя к элите, но не как к абстрактному понятию, а элите своей Родины России, чувствуете себя частью страны, то, будьте добры, проявите благородство, и позаботьтесь о ней. Сама несправедливость в отношении «верхушки» и «народа» заключается не в социальном имущественном расслоении, оно неизбежно. Недопустимыми являются укоренившиеся русофобские настроения нашей элиты, для которой русский народ — это только препятствие в реализации удобного для них порядка вещей.

Русский философ Иван Ильин писал, что справедливость не требует равенства, она требует предметно-обоснованного неравенства. «Справедливость есть искусство неравенства». А строиться она должна на «живой совести и живой любви к человеку». Без «человечного» отношения к простому человеку государство теряет свой смысл, превращаясь в амбар природных и промышленных богатств, ключ от которого в кармане «мохнатой руки». Поэтому без совестливого и внимательного отношения к человеческим различиям, без осознания общих интересов элиты с интересами государства и народа, строительство «Русской империи», «империи духа» не состоится, и мы снова и снова будем проходить витки революций и социальных потрясений.

В этой связи принципиально важно одинаково понимать справедливость на уровне государства, и на уровне простого человека. Социологи и политологи пытаются объяснить феномен высочайшего рейтинга президента Путина. Этому есть простое объяснение. Абсолютное большинство россиян поддерживает курс президента, потому что возвращение Крыма в состав Российской Федерации справедливо.

Путин восстановил историческую справедливость, и за это народ готов простить высшему политическому руководству неэффективную и ущербную экономику, коррупцию и другие пороки, присущие современной российской государственности.

Жизнь меняется в стране, меняется уровень решаемых задач, меняется и сам президент. Функция властвования формирует сущность властителя. Само представление о будущем страны у Путина трансформировалось. Мы наблюдаем смещение акцентов по Путину — от идеальной корпорации к государству справедливости: «Общество будет успешным, только когда у наших граждан не будет сомнений в его справедливости». Эта формула наибольшим образом соответствует внутренним кодам русского человека, становому хребту его истории и культуры.

Для гармоничного существования нашей страны государству необходимо чётко понимать интересы общества. И ответственность за выстраивание общего понимания лежит на государстве и на государственной элите. Как никогда актуально то, о чем писал Иван Ильин: принципом принадлежности к элите является служение, элиту должны составлять те, кто воспринимает власть и богатство как служение, а не привилегию. Служение является религиозной ценностью и категорией: «Возьми Крест и иди за мной».

Приняв принцип «верховенства закона», мы должны понимать, что этот закон в первую очередь должен быть основан на нашем историческом понимании справедливости, иначе он не будет работать. Пока социальный паритет в России зачастую проявляется как в анекдоте: бедные умирают от не сделанной нужной операции, а богатые — от сделанной ненужной. Поэтому политика сокращения социальных расходов через пенсионную реформу, через сбрасывание обязательств перед учителями и врачами на дефицитные региональные бюджеты, безусловно, приводит к крайне болезненному состоянию общества. Защищать свою страну, говорить о высших смыслах может только человек, не находящийся в бедствующем положении, за гранью полноценной человеческой жизни. Человеческая нищета ведёт его к умственной неполноценности и духовной несостоятельности. Голодный человек не может быт справедливым.

Что касается современной российской властной элиты, которая, во многом, под прикрытием перестройки сколотила своё положение за счёт разворовывания Советского Союза, то её помощь российскому обществу главным образом заключается даже не в том, чтобы платить более высокую ставку подоходного налога, а в том, чтобы не воровать. Невозможно убедить нашего человека в легитимности неравенства, в основе которого лежат воровство и коррупция. Общество чувствует себя разочарованным и обманутым, когда топ-менеджеры госкомпаний зарабатывают за один календарный день два, а то и три млн. рублей. Для среднего человека это 10 лет упорной ежедневной работы. Принципиально неприемлемо, что допускается подобное в госсекторе, где государство имеет право и обязанность регулировать эти диспропорции, но принципиально этим не занимается. Когда царит такая явная экономическая несправедливость, неизбежно изменение настроений от критической реакции, апатии долготерпения к отторжению государственнического начала и разрушению всей системы. Мир не знает абсолютно справедливых порядков, и если современная российская система будет сломлена, пришедшая ей на замену новая, вероятнее всего, не станет справедливее, но главное, что должно учитываться как ключевой принцип, это тот факт, что эффективно может работать только государственная система, в основе которой лежит доверие граждан.

В своём либеральном выборе государство самоустранилось от регулирования отношений между элитой и народом, что, по сути, является миной замедленного действия. Мост над этой битвой за справедливость мы можем построить только на любви к своей Родине. Неразрывность понятий «истина» и «Родина» гениально показал русский пророк Ф.М. Достоевский, раскрывая религиозную, вероотступническую и, как следствие, антинациональную суть «русского либерализма». Достоевский писал, что русский либерал тем отличается от европейского, что европейский порядки в своей стране критикует, а русский либерал «всю Россию ненавидит». «Либерал дошел до того, что отрицает самую Россию, то есть ненавидит и бьет свою мать».

Поэтому нужно таких «либералов», то есть «либеральную пену», различать с критически настроенными гражданами, которые, обнажая пороки и несправедливости сегодняшнего государства, всё же любят свою Родину, и хотят для неё лучшего будущего. Последние, в свою очередь, могут и должны использоваться как опора государства. Опираться нужно на сопротивление. Грамотная коммуникация с ними, сторонниками демократических реформ и европейских порядков, скорее принесёт пользу гармоничному и эффективному развитию государства, чем политика отгораживания и противопоставления «неудобным» группам.

Сейчас Россия осуществляет переход в абсолютно новое качество. Она вернула причитающееся ей место на мировой арене. Во внутренних процессах мы тоже видим новое качественное состояние — увеличение продолжительности жизни, демографическую стабилизацию, рост благосостояния. Неизменным остаётся вопиюще несправедливое отношение к нашей стране со стороны Запада, почему? Потому что вопрос устранения России с геополитической карты мира никто не отменял.

У русского народа есть миссия, которая заключается в поддержании уровня справедливости на земле, позволяющего продолжение существования мировой цивилизации. Русский народ признаёт некую общую, религиозную, вытекающую из православного вероучения, справедливость, единую и понятную для всех. Её источником не может быть отдельный человек, группа людей, или отдельно взятое передовое просвещённое демократическое государство, потому что любой порядок, устанавливаемый группой людей, будет установлен в чьих-то интересах. В основе того, что русский человек понимает под справедливостью, лежит нравственное начало, проистекающее от Бога и его замысла. Правовая справедливость, общественные реформы, принудительные законы играют здесь второстепенную, служебную роль.

В свою очередь, в западноевропейском цивилизационном коде вопросы добра и зла, вопросы справедливости рассматриваются только с точки зрения практической пользы, личной выгоды. Русский человек не использует «право на возмездие», даже с врагом, в отношении которого у него естественным образом появляются основания так поступать. В этом состоит ещё одно наше отличие от человека Запада. Советские солдаты, потерявшие в Великой Отечественной войне близких, кормили немцев в 1945-м из своих котелков, спасали детей своих врагов, порой, ценой собственной жизни. Русская армия в 1814 году, имевшая моральное право на справедливое возмездие после разорительного нашествия Наполеона, запомнилась французам поступком офицерской чести графа Воронцова, который разорился, но заплатил из своего кармана за все предъявленные французскими рестораторами счета после ухода нашей армии из Парижа. Русский не мстит слабому и поверженному врагу. Это наше ментальное отличие: незлобивость, немстительность, мистическая религиозность армии, даже в те времена, когда официально государство жило «без Бога», отсутствие комплекса собственного превосходства. Сама идея сверхчеловека — это порождение западноевропейской философской мысли: не азиатской и, тем более, не русской. Эта идея является следствием отпадения от Бога, секуляризации сознания западного человека.

Особую роль обеспечения мирового равновесия современная Россия унаследовала и от православной Российской Империи, и от СССР. Эта роль проистекает из исторической миссии России как хранителя и миссионера православия и самого учения Православной церкви о государстве как о «Катехоне», государственной власти, удерживающей мир и общества от зла. Церковь поручила Москве быть Третьим Римом после падения первых двух, как последнему оплоту православия на земле. Эта обязанность России определена в «Уложенной грамоте» Вселенского патриарха об установлении Московского и всея Руси патриаршества. Благодаря наличию ракетно-ядерного потенциала, Россия, «Катехон», «Третий Рим» на данный момент единственная страна, способная ограничивать американскую гегемонию, гегемонию отречения от веры и традиции.

Если бы не было фактора России, мир превратился бы в транснациональный инкубатор, подчинённый единственной и абсолютной воле американского диктата. В свою очередь, наша страна с её традиционной православной культурой, стремлением к патернализму, защите человечности, ориентацией на дух противостоит силе глобального разложения с его «европеизацией», атомизацией общества и свободой личности от всевозможных ограничений. В этой ситуации роль русской цивилизации, русского мира многократно возрастает. И не в рамках нашей военной мощи, а в рамках нашей морально-нравственной правды. Та позиция, которую мы сейчас занимаем на международной арене, безупречна юридически, в высшей степени ответственна, но она, в первую очередь, нравственна, моральна.

Однако, ещё до украинских событий был запущен абсолютно неадекватный антироссийский тренд: упрёки в неприятии сексуальных меньшинств, в недемократичности и непредсказуемости политики, хотя, именно Россия, в отличие от западных знаменосцев всяческих свобод, предоставила политическое убежище Эдварду Сноудену. Именно Россия в отличие от «прогрессивного Запада» остаётся страной, свободной от диктата меньшинства.

Несмотря на нацеленную политику дискредитации нашей страны, русские горды тем, что их Родина — Россия, что они говорят на русском языке и являются носителями уникальной русской культуры. Отсюда и поддержка русскоязычного населения юго-востока Украины, солидарность с жителями Южной Осетии и Абхазии, Приднестровья, отсюда и защита православия на Украине, в бывшей Югославии, уничтожаемых христиан Ближнего Востока, при том, что внутри своего общества, своей страны этой самой справедливости для себя не хватает.

Великая Победа 1945 года стала вершиной извечного сражения русского человека за справедливость. Наша страна восприняла агрессию против себя как борьбу со всемирным злом. С первых же дней война была названа «священной», и это в рамках атеистического государства. Русская православная церковь, вместо того, чтобы сводить счеты с атеистическим государством, призвала народ защитить Родину, и отразить агрессию, стала строить православные бронеколонны. Мобилизующая роль РПЦ, пламенные патриотические призывы патриархов Сергия и Алексия, русских святых, таких как архиепископ Крымский Лука (Войно-Ясенецкий), преподобный Серафим Вырицкий и святая Матрона Московская стали важнейшим фактором Победы.

Русской кровью был сокрушён фашизм, и русскими слезами омыт новый мировой порядок, установившийся после Победы 1945 года. Поэтому опытные западные конкистадоры целят в самое сердце нашего народа. У нас пытаются отнять Победу, играя на противоречиях, порождённых той сложной эпохой, в которой жили наши предки: это время слома государственной парадигмы, социального строя. Безусловно, эта эпоха сопровождалась социальными катаклизмами, но это катаклизмы нашего государства, и они касаются именно нас, граждан нашей страны. Ведь мировая общественность не вывела общественный дискурс на обсуждение темы уничтожения индейской цивилизации в Америке или бесчеловечных атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки? А западные штабы, используя ментальные особенности нашего народа, понимая, что идея справедливости для нас важнее всего, навязали нам чуждый и вредоносный дискурс о роли Сталина. И в этой ситуации выставили его как главного тирана, мракобеса, людоеда в отрыве от той исторической миссии, и от того исторического периода, в котором Сталину пришлось действовать. Дискурс о Сталине мы должны вести исключительно в рамках нашего внутреннего диалога с точки зрения братской любви и уважения к каждому мнению, не позволяя манипулировать нами извне. Ведь смысл ниспровержения Сталина заключается в том, чтобы ниспровергнуть саму современную Россию. Формулу русской Победы точно показал духовный лидер русского мира святейший патриарх Кирилл, сказавший, что жертвенный подвиг святых новомучеников и исповедников Российских, за Веру и Отечество убиенных, за Христа пострадавших, стал основой жертвенного подвига всего нашего народа, приведшего к Великой Победе 1945 года.

Несправедливо отдавать нашу Победу. За всю человеческую историю ни один народ не заплатил такую цену за возможность жизни будущих поколений. 27 миллионов жизней за нашими спинами. Эта цена, которую мы положили на алтарь Победы, не позволит украсть у нас подвиг. Мы никогда не забудем, что именно наш народ благодаря своему мужеству, героизму, любви к своей земле и, возможно, особому замыслу Бога о нас, не дал свершиться установлению фашистского порядка. Появление Сталина во главе государства в эпоху глобального вызова — это божественный промысел.

Умаление вклада Советского Союза в Победу 1945 года, и нежелание лидеров европейских стран (в частности тех, за чьи территории полегли советские солдаты) участвовать в Параде Победы, лишь выявляет лицо современной мировой политики, расставляя по местам, кто есть кто.

Мировой порядок, установившийся после Второй мировой войны, всё ещё достаточно справедлив. Площадка Организации Объединенных Наций, Совета Безопасности, в котором Россия имеет «право вето», исходит из принципа справедливости в международных отношениях и прочих сферах человеческой жизни. Но на взгляд западной цивилизации этот порядок несправедлив, потому что не выделяет их особую роль, особые заслуги, значимость.

Население России сейчас реально осознает все процессы, которые происходят: и вокруг нашей Победы, и вокруг нынешнего состояния нашей страны. Россия сейчас государство-триумфатор, победившее во Второй мировой войне, воссоединившее Крым с его исторической Родиной. Мы переживаем национальный подъем. И именно сейчас наши враги активизировались. Они объединились и пытаются нанести удар по самым кровоточащим и болезненным местам в нашей истории.

Сейчас мир переживает новый этап в своём развитии, этап реванша. Проигравшие пытаются изменить правила игры. Если будет поставлен знак равенства между режимом Гитлера и режимом Сталина, значит, с этого момента Россия как правопреемница СССР перестаёт быть державой-победительницей, и превращается в государство-агрессора со всеми вытекающими отсюда последствиями. Это исключение из Совета Безопасности ООН, иски к Российской Федерации со стороны стран, которые мы освободили — со стороны Литвы, Эстонии, Польши, Латвии, Венгрии, Чехии, Словакии. В такой логике и сама Германия может объявить себя пострадавшей стороной.

Историческая память должна быть справедливой и объективной, а справедливость признания главного вклада советского солдата в Победу очевидна. Через глаза 27-миллионой армии «Бессмертного полка» ясно видно, кто искажает историю, предъявляя свой уродливый лик. Мы — народ-победитель, и нам не нужно ничего доказывать. Мы всё доказали, водрузив Знамя Победы над Рейхстагом.

Сегодня в условиях политической реальности, которую Изборский клуб охарактеризовал как «Холодная война 2.0», русский человек находится в состоянии катастрофических ожиданий. В условиях негативных макроэкономических прогнозов, падения благосостояния, массовых увольнений, он невольно испытывает высокие ожидания от государства, как от единственной силы, способной помочь и защитить. Это консолидация на консервативных и во многом патерналистских основаниях, это сильное государство, порядок, национальные интересы, ответственность элит.

Инструменты государства — это, в первую очередь, идеология, а потом уже государственные институты. Исторически вызовы ставят государство перед необходимостью осуществления высших идеалов, а не обходиться решением текущих задач. Власть для их осуществления этих высших идеалов — есть.

Россия не должна забывать, что она находится под покровом Пресвятой Богородицы, которая стала духовной Самодержицей нашей страны и охранительницей, явившись нам в образе Державной иконы Божьей Матери в роковом 1917 году. Чудо Победы 1945 года стало свидетельством небесного покровительства Богоматери и подтвердило особое её промышление о судьбе России. Это значит, что не иссякнут державные силы русского государства, и возрождение России и русского мира неизбежно на фундаменте нашей Победы, русской правды, справедливости и любви.