«Завтра» беседует с кандидатом исторических наук Ольгой Четвериковой

«ЗАВТРА». Для полноты освещения темы реформы образования в России необходимо вспомнить, как происходила его перестройка с самого начала.

Ольга ЧЕТВЕРИКОВА. То, что происходило у нас, начиная с перестройки, полностью вписывалось в соответствующие программы западных центров. С самого начала перестройке системы образования придавали ключевое значение, поскольку она позволяла перестроить сознание нашей молодежи в таком русле, чтобы оно полностью отвечало глобальному видению, а не национальному, чего добивались патриотические силы. Разработкой тех проектов, на основе которых должны были перестраивать образование, занимались инновационные центры, новаторские школы, которые в 1988 году были объединены во Временный научно-исследовательский коллектив «Школа», который возглавлял Эдуард Днепров. Это была экспериментальная лаборатория, активно работавшая с преподавателями и учителями. И уже в том же году на первой образовательной конференции учителей были изложены те принципы, которые позже легли в основу инновационной программы — вариативность, альтернативность, плюрализм, многоукладность образования, то все то, что должно было в итоге привести к размыванию единого образовательного пространства.

Всё это опиралось на целую сеть инновационных школ «Эврика», из среды которой Днепров и вышел. Затем, когда в 1990 году он становится министром образования, программа начинает реализовываться уже на государственном уровне. Как это происходило, Днепров рассказал в своей книге «Международное сотрудничество в сфере образования», вышедшей в 2007 г. Здесь показано, что внешний фактор сыграл главную роль в перестройке образования. В начале 90-х была подписана серия соглашений со Всемирным банком (МБРР), Фондом Сороса, Фондом Карнеги, правительствами Бельгии и Нидерландов и др. Всемирный банк финансировал те программы, которые разрабатывались как раз под опекой ЮНЕСКО. В целом, как показал Днепров, только за три года, с 1991-го по 1993 год, на всё это дело было передано 700 миллионов долларов, что по тем временам, конечно, большая цифра.

Финансируемые Западом программы включали в себя издание новых учебников, переподготовку кадров учителей, создание ознакомительных и языковых курсов и т.д. Очень большое внимание уделялось подготовке менеджеров от образования. Так, именно в 1992 году создаётся совместный Российско-Американский международный университет, который выпускает глобально мыслящих бизнесменов, в том числе для сферы образования. Важнейшую роль играл, конечно, Фонд Сороса, изначально сделавший ставку на гуманитарное образование.

Тогда же, в 1992 году, по инициативе Всемирного банка создаётся и Высшая школа экономики, в которой фактически полностью господствовали американские эксперты. «Вышка» стала тем центром, из которого спускались программы и документы, который курировал весь процесс перестройки образования вплоть до сегодняшнего дня. Но мы должны хорошо понимать, что «вышка», которая сегодня представляется как некий мозговой центр либерализма, на самом деле является просто ретранслятором идей, разработанных в зарубежных центрах и озвученных ВБ.

Открыто этот внешний контроль был установлен после октября 1993 года, когда экономика наша оказалась разрушенной. В 1994-1995 гг. Всемирный банк разработал документы, которые мало кто видел, поскольку они были для служебного пользования, в которых фактически речь шла о разрушении традиционной советской системы образования для того, чтобы то образование, которое они собирались создать, как там было написано, «могло удовлетворить новые потребности непланового рынка открытого общества».

Дальше Всемирный банк требовал закрыть педагогические институты, установить «минимальные стандарты гражданственности», закрыть профессиональные училища, которые не могут провести структурную перестройку, не повышать долю расходов на высшее и среднее профессиональное техническое образование в общем объёме ВВП и многое другое. Говорилось также о «несправедливости и неэффективности экзаменационной системы», что стало обоснованием для введения ЕГЭ.

«ЗАВТРА». Часто еще упоминают Ходорковского, в своё время он тоже брал под финансовую опеку именно образовательную систему. Рассказывали, какой он прекрасный меценат, не жалеет денег на образование.

Ольга ЧЕТВЕРИКОВА. Да, ЮКОСом были созданы проекты «Новая Цивилизция» и др., которые были переданы в управление фонда «Открытая Россия» под председательством Ходорковского, занимавшегося отбором и реализацией проектов в области просвещения, культуры и благотворительности. Кстати, членами Совета директоров этого фонда стали Г.Киссинджер и Д.Ротшильд.

Наши противники прекрасно понимают, что перестраивая образование, они бьют в ключевую точку, так как вдребезги разбивают национальную безопасность. Ведь без суверенной системы образования невозможно формирование государственного мышления и государственного подхода.

«ЗАВТРА». А что все-таки стало главным инструментом перестройки образования?

Ольга ЧЕТВЕРИКОВА. Федеральные образовательные стандарты (ФГОСы). Понятие «стандарт» было введено уже первым перестроечным законом об образования 1992 г., который предполагал отказ от чёткого прописывания необходимого объема знания предметов и дисциплин, вместо которых вводились некие рамки, внутри которых возможна многовариантность.

Но если первое поколение стандартов 1998-1999 гг. еще препятствовали введению рыночных отношений, то разработанный НИУ ВШЭ и принятый Минобром новый стандарт 2004 г. носил уже революционный характер. Тогда же ректор ВШЭ Кузьминов представил фундаментальный доклад, в котором говорилось о необходимости реструктуризации всей системы образования. Речь шла о том, чтобы поломать три ключевых принципа, на которых держалась прежняя система образования: 1) бесплатность, 2) всеобщность, 3) фундаментальность. Поскольку открыто отказаться от них было невозможно, прибегли к уловкам.

Как, например, убирали бесплатность? Чтобы обосновать необходимость введения платных уроков, было заявлено, что программы слишком перегружены, образование даёт слишком много знаний, и его надо разгрузить, превратив часть обязательных предметов в необязательные и переведя их на коммерческую основу. Однако большая часть населения оплатить эти «услуги» не могла.

«Двигателями» радикальной перестройки стали Российский общественный совет по развитию образованию (РОСРО), в котором ключевую роль играют люди из ВШЭ, Институт проблем образовательной политики «Эврика», курирующий целую сеть экспериментальных площадок, и Федеральный институт развития образования. Именно они и разрабатывали и проталкивали новые стандарты.

Решающим тут стал 2007 год, когда в закон об образовании были внесены серьезные изменения. В соответствии с ними, новый ФГОС вместо знаний утверждает малопонятное понятие «компетенции». Далее, исключена была необходимость утверждения ФГОСов законодательной властью, и все передавалось Министерству образования. Наконец, ликвидировалась трёхкомпонентная структура школьного учебного плана, отражавшая региональные и местные национально-культурные особенности, то есть все содержание образования стало спускаться сверху, из федерального министерства.

Таким образом, общество оказалось лишено права контролировать через представительные органы власти содержание образования, обязательное для всех детей. Решение об этом было передано Минобрнауки, установки которому, в свою очередь, идут от НИУ ВШЭ, РОСРО, «Эврики», которые сами управляются из-за рубежа. То есть, сложилась система параллельного внешнего управления.

Что касается «инновационного» содержания образования (под видом «компетенций»), то этим занимается целая сеть экспериментальных центров под руководством уже упомянутого Института «Эврика» во главе с Александром Изотовичем Адамским. Именно он контролируют всю инновационную деятельность Минобрнауки.

Для того, чтобы дать хотя бы примерный портрет Адамского, достаточно привести отдельные его изречения. «Сегодняшние родители — это поколение неудачников, поколение нищих, потерявших всякое право делать замечания и наставления на путь истинный других», Или: «Каждый человек имеет право на такое образование, которое, в конце концов, обеспечит ему способность вырабатывать собственный моральный кодекс». «Привычка к переменам, способность ориентироваться в быстро меняющемся мире — это и есть образование сегодня». «Результативность школы… в том, чтобы научить действовать в ситуации неопределенности, в новых ситуациях. Это и есть инновационное образование — формирование способностей строить свои действия в новой, неизвестной ситуации. Эти способности в специальной литературе принято называть компетентностями».

Относительно будущего образования он высказался в эфире «Эхо Москвы»: «Хотим мы этого или нет, нравится нам это или не нравится, но образование становится глобальным. Образование, я сейчас скажу крамольную вещь для некоторых, перестаёт быть национальным».

Надо понимать, что «Эврика» — это не некая маргинальная организация, это структура, куда идут деньги из Минобрнауки, и хотя она не является государственной, она играет ключевую роль в определении всего образовательного процесса. А программа ее очень простая: разрушение единой общеобразовательной системы образования под видом утверждения многообразия и вариативности.

«ЗАВТРА». Разрушение существующей системы где-то обозначено как пункт?

Ольга ЧЕТВЕРИКОВА. Нет, но прописано, что традиционная школа устарела. Утверждение вариативности разрушает единую общеобразовательную школу с единым необходимым уровнем знаний. Но вводится и многовариантная система ценностей, которая фактически утверждает нравственный. Не случайно Адамский очень активно выступал и выступает против введения изучения основ православной культуры. Наконец, понижают общий уровень образования, разрушают его научные основы. А вместо этого под видом «инноваций» или новейших психологических разработок вводят оккультные методики и практики. Неслучайно, опять-таки, Адамский расхваливал моделирование школы, похожей на школу Хогвартс из книги Гарри Поттера.

Сегодня широкое распространение приобрели так называемые альтернативные, новые школы, работающие по особым программам, на основе собственных педагогико-психологических концепций, которые изначально нацеливают ребёнка исключительно на личный успех и жесткий индивидуализм. О какой традиционной системе ценностей здесь можно говорить, если новые программы с ней несовместимы? Взять, например, образовательную систему Эльконина-Давыдова «Школа 2100». Можно посмотреть в Интернете, что она собой представляет. Это система, которая была признана Российской академией образования как «личностно ориентированная, развивающая образовательная система нового поколения».

Однако главную роль в перестройке сознания наших детей и молодежи играет Федеральный институт развития образования (ФИРО), который возглавляет, академик РАО, доктор психологических наук, член Российско-еврейского конгресса А.Асмолов. Это один из идеологов нашумевшего форсайт-проекта «Детство 2030», борец за тоталитарное разрушение основ традиционной школы, сторонник «выращивания культуры толерантности», введения «культуры защиты прав детей» и «социально-правовой адвокатуры детства». Он активный идеолог «вариативного обучения» и «инаковости» современных детей, которых он называет «сетевым поколением».

Показательно в этом плане его интервью журналу «Дети в информационном обществе» (№ 10, январь-март 2012), в котором он, в частности, заявил: «Я вижу уникальную роль Интернета в пробуждении не просто детского, а гражданского сознания, свободного сознания. При всех критических моментах Интернета — это среда для развития гражданского общества. До некоторой степени те, кто выходил на Болотную площадь и площадь Сахарова (я оцениваю эти события не политически, а психологически), — это люди, прошедшие школу вариативного образования. Они уже привыкли делать свой собственный выбор. То, что было начато нами в 1991-1992 годах, когда мы делали школьную реформу, сработало в 2011-2012. Образование — это не просто педагогика, это идеология будущего».

Такие люди, как Адамский и Асмолов, получили полную свободу действий в «эпоху» Фурсенко (это с 2004 по 2012 гг.), который нанёс окончательный удар по нашей традиционной системе образования. При нем произошло повсеместное введение ЕГЭ, что привело к резкому падению уровня образования. При нем происходит широкий переход на Болонскую систему, который перевел наши вузы под международные стандарты и под контроль международного органа — так называемой Болонской рабочей группы, откуда спускаются все документы и материалы, которые носят обязательный характер. Причем, если вначале нашу высшую школу встраивали в европейский рынок образовательных услуг, то теперь уже — в международный, поскольку, как было объявлено на конференции стран Болонской системы в Будапеште-Вене в 2010 г., создание Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) завершено и сейчас решается другая задача: «продвижение ЕПВО в глобальном пространстве». Это значит, что инновационные методы, исследования, открытость, мобильность, финансирование должны определяться требованиями глобального рынка труда, то есть транснационального бизнеса.

Поглощения нашей высшей школы крупным бизнесом — это особая тема. И дело тут не только в том, что высшее образование переводится на рыночные принципы, а в том, что наши технические вузы, связанные со стратегическими разработками для ВПК, оказываются под контролем внешних центров. Это осуществляется, в частности, в рамках проекта 5-100-20, в котором участвуют 15 ведущих вузов страны, которые контролируются международным совещательным и управляющим органом — Советом по повышению конкурентоспособности, куда входит, кроме прочих, такой деятель, как Эдвард Кроули, профессор Массачусетского университета, член консультативного комитета NASA (а что такое NASA и как оно связано с Пентагоном, говорить не надо), далее, это член совета фонда Сколково и президент Сколковского института науки и техники.

«ЗАВТРА». Охват контроля получается тотальным.

Ольга ЧЕТВЕРИКОВА. Да, это так. Но самое главное — нынешняя система образования ведет к тотальному размыванию наших традиционных ценностей, в основе которых всегда лежала православная этика. Применение новейших «продвинутых» образовательных и психологических концепций и методик имеют разрушительные последствия. Они изначально были направлены на дерационализацию сознания, поощрение мировоззренческого и нравственного релятивизма, что привело к тому, что наши дети не имеют сегодня нравственных ориентиров и вырабатывают собственный моральный кодекс. В массе своей мы получили молодёжь, легко манипулируемую и подверженную влиянию со стороны специалистов по управляемому хаосу.

В результате этих разрушительных процессов у нас сформировалась система образования, абсолютно блокирующая возможность формирования государственно мыслящих людей, исходящих из национальных интересов. И таких людей остается все меньше и меньше. Если мы не остановим этот процесс, в России начнутся те же события, что на Украине.