В недавнем интервью Лукашенко независимым СМИ есть интересный момент.

Рассуждая о своих сыновьях, он говорит:

«Я хочу, чтобы мои дети были людьми. Этому я их и учу. Все, что умею делать я, умеют делать и мои старшие сыновья. Я хочу, чтобы и младший это умел. Он умеет, но он пока маленький, он не умеет так рубить дрова и так косить траву, как я. А для мужика это нужно».

Молодые люди, наверное, сильно удивятся такому патриархальному воображению о том, что должен уметь современный мужчина. Но Лукашенко хвалится, что в Дроздах он ведет крестьянское хозяйство, косит траву, выращивает картофель, капусту, имеет десять коров, овец и др. Об этом глава государства рассказал в мае рабочим МТЗ.

Вот и сейчас он признается: «Поэтому меня не упрекнешь — я как был простым человеком, крестьянином, так им и остался. И это для меня на всю мою жизнь. И я знаю, из какого, простите, г..на я вылез.»

И, обратите внимание, Депардье Лукашенко учил косить траву, а не, например, повел на МАЗ. После этого, посетив еще ферму, французский актер уехал в полной уверенности, что Беларусь — крестьянская страна.

Патриархальная сознание Лукашенко проявляется в культе сельского хозяйства. «Хлеб — самая большая политика», «главное для республики — это зерно», — заявляет он.

Карл Маркс утверждал, что исторические эпохи различаются не тем, что производят, а тем, чем производят. Орудия труда в воображении Лукашенко как зеркало эпохи, в которой он живет, — очень интересный ракурс.

Выступая на совещании, президент заявляет: «Нет у вас горюче-смазочных материалов — берите коней и запрягайте, нет лошадей — берите лопаты и копайте»; «Если у нас есть такие хозяйства, извините, захолустные, которые 15 полей не могут распахать, тогда вы хомут вешайте на руководителя, и пусть он цепляет и пашет сам». Заметьте, предлагается не трактор, а мотыги, грабли, лопаты, хомут, топор.

С другой стороны, Лукашенко негативно относится к интернету, называет его «свалкой», «помойкой», рассматривает его не как огромный прогресс, а как проблему, ведь интернет — это свободное движение информации. Парк высоких технологий — инородное тело в белорусской социальной модели. Люди, которые там работают, для главы государства мало понятны, он их называет «яйцеголовыми».

Но не стоит рассматривать эти реплики как только отражение патриархального сознания самого Лукашенко. Это для него еще и пиар. Весь смысл слов о граблях, хомутах и топорах — это точный адресный посыл именно к своему электорату, который его хорошо понимает. В первый период своего президентства Лукашенко оказался наиболее последовательным выразителем ментальных стереотипов доиндустриальной эпохи и тех социальных слоев, которые выступают их носителями.

Патриархальное сознание не воспринимает другой работы, кроме физической, как достойного и общественно значимого занятия. «Пусть занимаются производством … Пусть начинают работать», — говорит Лукашенко об индивидуальных предпринимателях. И электорат его понимает. Действительно, что это за работа — торговать на рынке? Пахать поле, косить траву, плесьти корзины или, в худшем случае, стоять у станка — вот это настоящая работа!

В последнем интервью негосударственным медиа есть эпизод о том, как Лукашенко предотвратил отделение Полесья от Беларуси: «И я его погасил, как крестьянин, элементарно. У меня где-то даже фотография сохранилась. Когда я приехал, там же на Полесье настоящие белорусы, полешуки:

«Ну, посмотрим, что он может, этот наш молодой Лукашенко. — «Ну, на тебе кассу». Они на Полесье поймы косили. — «Ну, давай косу». А тогда — грабли. И я с ними полдня провел, с этими людьми. Мы сели обедать, у меня какой-то с собой был чемодан, я раскладываю пищу. И они сели, очень много людей было, уборка шла кормовых. Кстати, и самогон у некоторых был. Я говорю: «Да ладно, ставьте уж, раз привезли». Ну, кто-то выпил. Я слышу, мужики собрались: «Нет, этот наш». Все, вопрос с «Полесской республикой» был решен».

Весь сюжет похож на юмореску, которую произносят артисты разговорного жанра. Но здесь главное в том, по какому признаку народ признает президента своим.

Однако за 21 лет правления Лукашенко белорусское общество сильно изменилось. Так не ошибается ли он, апеллируя к людям, которые еще живут в доиндустриальной эпохе?

Вопрос не такой простой, и ответ не однозначен. По структуре экономики, уровню образования, демографии, даже по количеству разводов, распадов браков белорусы — современная нация. Почти все население имеет мобильники, 60% пользуются интернетом. Дачники и даже колхозники уже давно косят траву газонокосилкой.

Но пережитки патриархального общества очень сильно сидят в сознании тех людей, которые об этом даже не догадываются. Идея патерналистского государства во главе с «Батькой» — это оттуда, из эпохи большой патриархальной семьи. Негативное отношение к оппозиции также во многом объясняется представлениями, что это невоспитанные дети, которые не слушают «Батьку».

Низкие потребности, потребительские стандарты — тоже пережиток той бедной эпохи. Отсюда и такие настроения: мол, как-нибудь переживем кризис, лишь бы не было войны.