Прилично образованному человеку неприлично верить в то, во что верят дети. И уже не одно столетие прилично образованные люди не верят в то, что церковь рассказывает об устройстве мира, о его создании, о его истории и о жизни человека, которого церковь называет «Иисус Христос». И это вполне естественно – есть иная система взглядов, никак с церковной не пересекающаяся и гораздо более полно соответствующая нашему опыту, фактам.

Правда, в советское время церковь, гонимая властью, не могла не вызывать симпатии у тех, кого агрессивность советской власти возмущала сама по себе. Отсюда и рождались мечты о «религиозном возрождении», заставлявшие диссидентов забывать о тесной связи РПЦ с советской системой (это чтобы выразиться помягче).

Было и другое, начавшееся намного раньше прихода советской власти. Возрастая в своем духовном развитии, самые высокие наши люди еще не понимали, но уже чувствовали ограниченность атеизма. В их опыте все более ощущалось то, что в атеистическую картину мира не укладывалось. И эти люди начинали искать Бога.

Поиски приводили их в церковь, но чаще всего там не оставляли, а вели дальше. И чаще всего – в никуда. В церкви было всё не так, как надо. И вне церкви – тоже не как надо.

В постсоветской РФ, да, нет, пожалуй, не только в РФ, но и на всем пространстве СССР, эта коллизия стала массовой. Мы же растем, и то, что в 19-м веке заботило единицы, в 21-м стало заботой миллионов. Одного взгляда на то, что происходит в церковной ограде, просто взгляда в глаза, достаточно, чтобы отшатнуться. В этих глазах есть всё, что угодно, но только не Бог. Но отшатнуться некуда. А самостоятельный духовный поиск многих наших намируисмертькраснавцев пугает, да и времени он требует немалого.

И человек остается между небом и землем в буквальном смысле слова. Он понимает абсурдность церковных сказок, понимает аморальность церковных установок как жить, но и в границах атеизма ему тесно: нет смысла жизни и нет объяснения самых тонких и значимых вещей, происходящих в его душе. Вера для него невозможна психологически, а знания еще нет. И, наоборот, есть неверие, что знание такое вообще возможно.

Но оно возможно. И без всякой веры в детские сказки. И даже – без наличия яркого мистического опыта, традиционно интерпретируемого многими как форма патологии. Всё объясняется вполне рационально. И сегодня – очень подходящий день, чтобы поговорить об этом.

Кто был Иисус? И что с ним произошло?

Иисус был человеком, который в течение одной земной жизни сумел совершить Переход и из человека стать Богом. Что это значит? Он сумел так развить собственную душу, что душа эта перестала быть человеческой, трансформировалась в иную форму – форму, в которой она гораздо теснее вплетена в Общемировую Душу, обозначаемую в аврамических культурах с помощью слова «Бог».

Развитие, духовное развитие – это не просто главное, а единственное содержание наших жизней. Обычно мы мало осознаем, что развиваемся, и мало развиваемся сознательно, но это никак не меняет самого факта. Прорастающее зерно тоже не осознает, что оно растет.

Развитие наше – процесс долгий, намного более долгий, чем несколько десятилетий между пеленкой и саваном. Но разговор о том, что происходит за пределами этого временного интервала, увел бы нас слишком далеко в сторону. Важно другое. Что все мы не просто являемся мостиками между миром животных и – назовем это так – миром богов, но и сами движемся по этому пути: из зверей в боги. Движемся с остановками, иногда – с долгими остановками, иногда – с возвращениями назад. Но – движемся. Поднимаемся Вверх. Хотя дороги своей обычно не видим – только спину идущего впереди. Дети – педагога (вождя детей), взрослые — демагога (вождя демоса, народа).

Роль Иисуса была в том, что он проложил путь по конечному участку маршрута «Звери – Боги». На его участке пути было несколько промежуточных станций, таких как аскеза, искушение, крещение и преображение. Но конечной станцией стало Воскресение. Естественно, все эти события описаны в Библии символически и по необходимости сказочно– реальность была иной. Но смысл происходящего библейский рассказ, если, конечно, не понимать его буквально, передает точно.

Люди мечтали о том, чтобы стать богами, задолго до христианства. Из самых известных отражений этой мечты, например, миф о Геракле. Но до христианства это была только мечта, воплощающаяся только в сказке. Христианство же сделало сказку былью, а неосуществимую раньше мечту – задачей практической работы.

Самые высокие из христиан это сразу же почувствовали и устремились вслед за Иисусом. И многим (хотя в процентном отношении, конечно, ничтожно малому количеству) удалось путь Иисуса повторить. Не след в след – у каждого из нас своя тропа. Но – повторить. Этот ручеек растянулся на 2000 лет. Но первым в этой веренице был тот, кого мы называем Иисусом.

Он был от рождения много более совершенным человеком, чем его современники. Да – и более совершенным, чем большинство наших современников. Исходная точка его маршрута, откуда он должен был начать свой подъем, была расположена выше того уровня, где многие из нас заканчивают свои жизненные пути. Иначе бы он не успел пройти финальную часть маршрута. Но при рождении он, конечно же, был человеком со всеми ограничениями человеческой природы, которые ему предстояло преодолеть. А вот после смерти человеческого в его душе уже больше не оставалось. Это и стало Воскресением.

Уже почти две тысячи лет христиане празднуют это событие. Почти не понимая (а чаще всего – совсем не понимая), что случилось, но, тем не менее, чувствуя, что 14-го нисана (или в совсем другой день) под Иерусалимом (или где-то совсем в другом месте) человеком по имени Иисус (или с совсем другим именем) было сделано что-то очень важное. Важное для них лично.

Зачем нужно такое празднование? Чтобы однажды понять, что же именно было тогда сделано им и что теперь нужно делать нам.