Греция не покинет зону евро — такое решение принято на саммите еврозоны в Брюсселе. О его значении для России DW попросила рассказать российских экономистов и политологов.

На брюссельском саммите лидеров стран еврозоны после 17 часов консультаций в понедельник, 13 июля, достигнуто соглашение по долговому кризису в Греции. Выхода страны из зоны евро не будет. Афины могут рассчитывать на многомиллиардную финансовую помощь в течение трех лет в обмен на жесткие реформы. Потребности Греции в деньгах оценены от 82 до 86 миллиардов евро.

Российские эксперты по-разному восприняли новости из Брюсселя: одни называют принятое решение победой Евросоюза, другие — ошибочным сохранение Греции в зоне евро. Для России, по мнению наблюдателей, достигнутое соглашение, с политической точки зрения, означает имиджевое поражение, а вот с экономической — имеет «плюсы» и «минусы».

Орешкин: ЕС выиграл партию

«Принятое решение оптимально», — заявил DW независимый политолог Дмитрий Орешкин. По его словам, премьер-министр Греции Алексис Ципрас пришел к власти под невыполнимыми популистскими лозунгами и рассчитывал на то, что сможет шантажировать ЕС угрозой выхода и попадания под влияние России.

«Он исполнял роль Лукашенко с диаметрально противоположным подключением полюсов. Беларусь пугает Россию тем, что уйдет на Запад, Ципрас — наоборот», — поясняет эксперт. По его словам, по этой причине выпускать Грецию из еврозоны было бы неверно. Но нельзя было и бесконечно идти на поблажки.

В итоге было найдено идеальное решение, при котором Ципрас сам согласился на поставленные условия и отказался уходить в открытую дверь, отмечает Орешкин: «ЕС эту партию выиграл, оставив Грецию под контролем и не пойдя на ее требования».

Иноземцев: Греки обманут

С этим мнением не согласен директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев. «Европейцы пошли по неудачному пути, — заявил он DW. — Никакой трагедии из-за того, что зона евро уменьшилась бы на 3 процента своего ВВП, не произошло бы». Grexit, по словам эксперта, принес бы пользу и как урок Греции, и как доказательство того, что зона евро достаточна гибка. «Да и курс евро бы не упал», — отмечает он.

Иноземцев уверен в том, что греки не выполнят соглашения. «Ципрас не удержится у власти, так как нарушил все обязательства перед избирателями, подписав соглашение, предусматривающее гораздо более жесткие меры, нежели предполагалось изначально. В итоге коалиция в парламенте развалится, через какое-то время будут новые выборы, а ЕС получит обновленную проблему еще на много лет», — полагает он.

Экономические риски

С тем, что значительные риски сохраняются, а принятое в Брюсселе решение не является моментально действующим лекарством, согласен и директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. По его словам, эти риски имеют не последнее значение и для РФ: «Европа, несмотря ни на что, остается основным внешнеторговым партнером России. Соответственно, чем хуже будут у нее идти дела, тем хуже для российской экономики».

По словам Николаева, предложения, на которых зиждется соглашение с кредиторами, крайне тяжелы. «Очевидно, что в таких условиях очень скоро вопрос снова встанет очень остро. А это значит, что греческий фактор продолжит негативно воздействовать на европейскую экономику в целом», — заключил Николаев.

Владислав Иноземцев полагает, что решение по Греции, напротив, будет иметь позитивное — пусть и в ограниченных рамках — влияние на российскую экономику: «Евро обесценится чуть-чуть, и для России чуть дешевле станет импорт». В то же время, по его мнению, глобальная взаимосвязь российской и греческой экономик преувеличена, как и возможности России по оказанию Греции помощи.

Пропагандистский эффект

«Было смешно слушать все рассказы о том, что мы хотим помочь грекам. У них расходы бюджета на душу населения в прошлом году были больше, чем в России, в 7,5 раза. И кто кому собрался помогать? Такие обещания со стороны властей России были, как минимум, неэтичны по отношению к собственным гражданам», — возмущается Иноземцев.

«И как мы могли помочь, если сами обливались слезами, говоря о том, что Украина не возвращает нам 3 миллиарда долларов долга?» — продолжает он. С тем, что обещания помощи Греции были надуманы, согласен и Дмитрий Орешкин. По его мнению, это был исключительно пропагандистский посыл.

Долгосрочная выгода

По словам профессора кафедры торговой политики Высшей школы экономики Алексея Портанского, объективные и пропагандистские выгоды России от пребывания Греции в зоне евро действительно разнятся. «На деле выходит, что конъюнктурно для России важнее, чтобы греки вышли из еврозоны. Это связано с подходами нынешнего руководства к выстраиванию отношений с ЕС. Объективно же Россия должна быть заинтересована в том, чтобы Греция оставалась в зоне евро», — заявил эксперт DW.

С ним согласен директор Института международных экономических и политических исследований РАН Руслан Гринберг. «Здравый смысл победил, — с удовлетворением отметил он. — Если Европа хочет укрепляться и консолидироваться, оставаться мощным игроком, то она приняла единственно верное решение. А России надо бы поучиться на этом примере диалоговой культуре».